Надо сразу оговориться, что данный альбом у нас не очень-то известен. Некоторые отечественные меломаны до сих пор недоумевают, почему именно «Rumours» стал одним из самых продаваемых альбомов 1970-х, получил «Грэмми» и почти 8 недель (с небольшими перерывами) не покидал вершину американского чарта. Да, песни на альбоме действительно добротные, но почему вокруг него такая шумиха?
Наверное, лучше всего на это ответил критик «New York Times» Джон Рокуэлл:
«FLEETWOOD MAC владеют главным секретом рока: они умеют делать свою музыку доступной и привлекательной и в то же время открыто и прямо воздействовать на эмоции своих слушателей».
Эмоции во время создания альбома действительно кипели нешуточные, и его название — «Слухи» — отнюдь не случайно. В рядах FLEETWOOD MAC — коллектива наполовину «семейного» (с двумя супружескими парами) — начались страсти и скандалы, больше подходящие для какой-то «мыльной оперы».
Брак Кристины и Джона МакВи трещал по швам. Парочка Линдси Бакингема и Стиви Никс постоянно устраивала громкие ссоры и то расходилась, то опять сходилась. Жена Мика Флитвуда, хотя и не была членом группы, тоже вносила свою лепту в общий настрой, изменяя мужу с его лучшим другом. Недаром Мик признавался, что для того, чтобы собраться вместе в студии, каждому музыканту пришлось пойти на «колоссальные эмоциональные жертвы».
Стоило очередной сессии записи закончиться, как все переставали общаться между собой и расходились каждый в свой угол. Всю ночь музыканты бухали или нюхали кокаин (для бодрости), а наутро вновь приходили в студию, изрядно измученные.
И тут неожиданно оказалось, что, несмотря на личные противоречия, они по-прежнему получают удовольствие от совместного музицирования.
Более того, именно разлад отношений и внутренние дрязги зародили вдохновение, сподвигнув FLEETWOOD MAC на те эмоциональные песни, что принесли им славу. Почти каждая композиция альбома была обращена в сторону того или иного конкретного адресата.
Мик Флитвуд:
«Как ни странно, именно это нас и объединило — наша личная боль. Это породило сверхъестественную, аномальную связь между нами. Всё, что у нас оставалось — наша музыка.
…Мы должны были пройти через эту изощрённую процедуру отказа друг от друга, держа свои личные чувства в одном углу комнаты, стараясь оставаться профессионалами в другом».
Кен Каллей, звукорежиссёр-продюсер:
«Помню, [Линдси и Стиви] записывали бэк-вокалы к песне „You Make Loving Fun“, сидя на стульях каждый перед своим микрофоном лицом ко мне в контрольную комнату, и если по каким-то причинам запись приостанавливалась, они через несколько секунд начинали орать друг на друга. Я тогда думал: „Где плёнка?! Скорее включить плёнку на запись!“».
В написании материала для «Rumours» участвовали аж три солиста группы — Кристина МакВи, Линдси Бакингем и Стиви Никс.
Кристина признавалась, что в то время находилась в творческом кризисе — ей казалось, что она больше не напишет ни одной песни. Но в один прекрасный день она села за рояль и одним махом сочинила целых четыре.
«You Make Loving Fun» Кристина посвятила своему новому бойфренду — директору по концертному освещению. По словам Мика Флитвуда, Джон МакВи тогда так и не понял, о ком пела его жена («он, вероятно, думал, что это об одной из её собак»).
Самому Флитвуду Кристина посвятила аж две песни — «Oh Daddy» и «Don't Stop». Первая была шуточной — именно Флитвуд был цементирующим звеном группы и поэтому носил прозвище «Большой папочка».
Второй песней — «Не останавливайся» — Кристина хотела поддержать Мика в период неурядиц в семейных отношениях: мол, пусть всё плохое останется в прошлом.
Ещё одну песню — мрачноватую «Gold Dust Woman» («Женщина из золотой пыли») — она написала для Стиви Никс, как предостережение от чрезмерного увлечения кокаином.
Однако самые успешные хиты альбома породили напряжённые отношения Никс и Бакингема.
В песне «Go Your Own Way» («Иди своей дорогой») гитарист разразился целым потоком обвинений в сторону своей подруги. Последнюю особенно возмутила строчка «packing up, shacking up is all you wanna do». Стиви требовала убрать эти слова из песни, но Линдси так её и не послушался.
Стиви Никс:
«Я была крайне возмущена тем, что он на весь мир заявил, будто всё, чего я хотела, это „всё бросить и развлекаться“ с разными мужчинами. Он знал, что это ложь. Это просто фраза, сказанная в сердцах. Каждый раз, когда эти слова звучали со сцены, я хотела подойти и убить его. Он знал это и реально манипулировал мной. Будто хотел сказать: „Я заставлю тебя страдать за то, что ты меня бросила“. И я страдала».
Другую же песню «Never Going Back Again» («Я никогда туда не вернусь») Бакингем посвятит своей новой пассии, но эти отношения долго не продлятся.
Никс в ее творчестве оказалась куда сдержаннее и предусмотрительнее Бакингема. В своей песне «Dreams» («Мечты») она подошла к их любовной драме более философски.
Автор перевода — Лина Балыгина: Сейчас ты опять здесь.
Ты говоришь, ты хочешь быть свободным.
Что ж… Кто я, чтобы удерживать тебя?..Но прислушайся внимательно к звуку
Твоего одиночества.
Как биение сердца сводит тебя с ума
В тишине воспоминаний о том,
Что у тебя было,
И что ты потерял…
По словам певицы, когда она показала «Dreams» остальным музыкантам, песню приняли без особого восторга. Но затем за дело взялся Бакингем и, несмотря на то что песня была о нём, довёл её до хитового состояния.
Стиви Никс:
«Я вошла и передала Линдси кассету с песней, где звучали только ф-но мой голос. Несмотря на то что в то время Линдси был зол на меня, он сыграл эту мелодию, посмотрел мне в лицо и улыбнулся. …Как музыканты, мы по-прежнему уважали друг друга и поэтому могли создавать блестящие песни».
Кристина МакВи:
«Это были всего три аккорда. Мне казалось, что это скучно, но гений Линдси сумел сделать из одних и тех же аккордов три секции — и все они звучали по-разному».
В результате именно сингл «Dreams» стал для FLEETWOOD MAC первым и последним хитом № 1 в США.
Единственной же песней альбома, которую музыканты сочиняли вместе, стала «The Chain» («Цепь»), родившаяся в студии во время импровизированного джема. Текст к ней снова написала Стиви Никс.
Автор перевода — Анна Сибуль: Ты сейчас меня не любишь,
Ты меня уже снова не полюбишь,
Я все ещё слышу, как ты говоришь.
Ты никогда не разорвешь цепь.
Подводя итоги, можно сказать, что творческий «сеанс психоанализа» оказал на FLEETWOOD MAC благотворное влияние. Разрушенные связи и браки её участников снова срослись, а коммерческий успех «Rumours» уберёг группу от распада и даже подвиг на смелые эксперименты.
Таким экспериментом стал следующий альбом — «Tusk», выпущенный в 1979 году аж на двух пластинках. Новаторский подход не всем пришёлся по вкусу, и хотя критики альбом хвалили, он продался куда меньшим тиражом, нежели «Rumours». А ведь хороших песен там хватало. Лично я бы выделил «Sisters of the Moon», «Beautiful Child» и, конечно же, заглавную песню, построенную на эффектном барабанном ритме. Последняя также стала самым успешным синглом этого альбома (№ 3 в США, № 6 в Британии).
Хотя название «Tusk» буквально переводится как «бивень», на сленге оно нередко означает пенис. На подобное название группу подвигли два настоящих слоновьих бивня, привезённые из Африки и висящие в студии по бокам пульта. Когда аппаратура «шалила», музыканты шутили: «Видимо, наш бивень обвис». Сердобольная Никс жалела слонов и была недовольна названием альбома. Когда же она узнала второе значение слова «Tusk», название стало нравиться ещё меньше.
В 1982 году члены FLEETWOOD MAC решили отдохнуть друг от друга и от семейных конфликтов, и около пяти лет занимались сольными проектами. А потом встретились и выяснили, что играть вместе им по-прежнему в кайф. В результате в 1987 году на свет появился альбом «Tango in the Night», который по успешности уступал только «Rumours».
В 1991 году группу покинула Стиви Никс, но ненадолго. Вернуться её обратно попросил не кто иной, как сам Билл Клинтон. Он был фанатом FLEETWOOD MAC и использовал их песню «Don't Stop» в своей предвыборной компании. После инаугурации на пост президента США Клинтон даже пригласил группу выступить на приуроченном к этому событию балу.
Потом FLEETWOOD MAC снова распались, а в 1997-м снова воссоединились, дав серию успешных концертов.
Именно концертной записью песни «Big Love» я и хочу закончить статью об истории группы. Впервые эта песня была записана на альбоме 1987 года, но тогда я на неё особого внимания не обратил. Зато когда обнаружил её «живой» вариант на сборнике хитов группы, то был в восторге — под одну акустическую гитару «Big Love» зазвучала куда энергичнее и ярче, нежели на оригинальной записи.
Что еще почитать по теме?
Хиты 1970-х. Какова история песен «Black Magic Woman» и «Ain't No Sunshine»?
Кто записал самый популярный в США не американский альбом? Ко дню рождения вокалистки ACE OF BASE Линн Берггрен
Путешествие в Аркадию. Как возник альбом So Red The Rose британской группы Arcadia?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...