Игорь Вадимов Грандмастер

Когда изобрели асфальт?

Когда мы мчимся по гладкому асфальту автострад, мысль об этимологии слова «асфальт» или об истории использования асфальта людьми навряд ли кому приходит в голову. Равно как и когда мы болтаемся на второй передаче по глубоким, до гравия, колдобинам в асфальтовой дороге — нам тоже вряд ли приходят в голову мысли об истории или этимологии.

П. Н. Мальцев, «Асфальтирование дорожек», 1988 г. Фото: Источник

Асфальт — одно из древнейших веществ, используемых человеком, его история изобретения идет вглубь веков. Древние греки использовали горную смолу, которую они называли «асфалтос». Но они лишь применяли знания и открытия, сделанные задолго до них древними шумерами, а затем — древними египтянами.

Знаменитым висячим садам Семирамиды гидроизоляцию обеспечивал именно асфальт. А египтяне за 3000 лет до н.э. обеспечивали при помощи асфальта гидроизоляцию в своих зернохранилищах: слой асфальта покрывал пол и нижнюю часть стен. Откуда его брали? Геродот описал асфальтовые озера на территории Месопотамии и Египта.

В Древнем Вавилоне асфальт использовали при строительстве каменных стен как связующее вещество. Правда, в Вавилоне его называли «земляной смолой».

Историк Ксенофонт утверждал, что в Мидии за 500 лет до н.э. строили, скрепляя кирпичи природным битумом. Так делали даже китайцы — на некоторых участках Великой Китайской Стены кирпичи скреплены асфальтом.

А вот для покрытия дорог его первыми применили аборигены Америки. Из европейцев первым асфальтовую дорогу увидел конкистадор Франсиско Писарро в 1532 году на территории, подвластной инкам. Правда, проложили эти дороги не инки, а те народы, что жили в этих местах до них. Асфальтовые дороги пережили эти ныне безымянные империи, империю инков — и дожили до эпохи Конкисты, захвата этих территорий испанцами.

Джон Эверетт Милле, «Писарро берет в плен перуанских инков»
Джон Эверетт Милле, «Писарро берет в плен перуанских инков»
Фото: Источник

В Европу асфальтовое покрытие дорог начало приходить в XIX веке. Наступила индустриальная эпоха, надо было быстро строить коммуникации. А сделать дорожный камень, а потом его уложить, да так, чтобы дорога вышла гладкой — это уйма времени и человеческого труда. Вдобавок — труда квалифицированного, а значит — дорогого. Дороги с покрытием из искусственного асфальта оказались отличным решением проблемы. Настолько отличным, что асфальт до сих пор — основное дорожное покрытие во всем мире.

В самом начале он был очень дорог, а посему его — на пробу — использовали для «облагораживания» пешеходных тротуаров и набережных. В 1832 году в Париже появились первые мощеные асфальтом участки улиц. Сразу же люди заметили — на этих участках шум от двигающихся карет намного меньше, чем там, где улицы мощены камнем. Новинка понравилась, и примеру Парижа последовал Лион, а за ним Лондон, Вена, Филадельфия…

И началось продвижение асфальтовых дорог по всему миру. Развитие индустриального общества потребовало быстрой постройки огромного количества дорог.

Эксперимент, иллюстрирующий вязкость асфальта: кусок асфальта был помещён в воронку в 1927 году и оставлен, к 2007 году значительная часть асфальта перетекла в стакан
Эксперимент, иллюстрирующий вязкость асфальта:
кусок асфальта был помещён в воронку в 1927 году
и оставлен, к 2007 году значительная часть
асфальта перетекла в стакан

Фото: Amada44, ru.wikipedia.org

В Россию асфальтовое покрытие пришло в конце XIX века. В 1873 году на заводе в Сызрани начали производство асфальта. При том, что еще в 1839 году в Петербурге у Тучкова моста было выложено 45.5 погонных саженей асфальта. Видимо, не привилось, дороговато выходило, стоимость одного квадратного метра асфальта тогда была 14 рублей (тогдашних рублей!).

В 1876 году городская дума Москвы ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия. На Тверской улице построили несколько участков из нового материала. Дальше дело не пошло.

В итоге вплоть до наводнения 1924 года в Питере даже Невский проспект был покрыт «торцовкой», имел деревянное покрытие. Пиленые торцы деревянных брусьев намного лучше асфальта гасили шум транспорта. И лишь после наводнения, когда вся мостовая на затопленных улицах Ленинграда (в том году город сменил название) просто поплыла по волнам, встал вопрос о замене покрытия улиц.

Откуда же берется асфальт?

В древности его брали из асфальтовых озер. Из действующих асфальтовых озер сегодня известно, например, озеро Пич-Лейк на острове Тринидад. Когда-то индейцы пропитывали битумом из этого озера свои каноэ, делая их водонепроницаемыми. Сегодня битум добывают из этого озера на индустриальной основе, природный битум — очень ценное химическое сырье. Рассчитано, что при нынешних темпах добычи (около 200.000 тонн в год) запасов озера хватит примерно на 400 лет.

Озеро Пич-Лейк
Озеро Пич-Лейк
Фото: Martina Jackson, ru.wikipedia.org

В Сирии и на Ближнем Востоке асфальт брали из Мертвого Моря. Римляне даже называли его Palus Asphaltites (Асфальтовое озеро). Когда-то на его поверхность всплывали со дна глыбы природного асфальта. Последний случай появления такой глыбы зарегистрирован документально. Произошло это в 60-е годы прошлого века, вес глыбы превышал 1 тонну.

В наше время спрос на асфальт очень велик. Для ремонта дорог и прокладки новых путей необходимо ежегодно миллионы тонн асфальта. Этот асфальт делают на асфальтовых заводах, используя для его производства битум, являющийся итоговым продуктом при переработке нефти. Бензина автомобилям всего мира надо очень много, посему битума производится тоже очень много.

Вот и выходит, что хотя сегодня есть множество видов асфальта (асфальты для разнообразных климатических условий, малоистираемые, даже асфальты со встроенной разметкой), но если смотреть в общих чертах, получается, что мы до сих пор активно используем открытие какой-то аборигенной цивилизации Америки, даже имя которой нам неизвестно. Только то, что они существовали до цивилизации инков.

Что еще почитать по теме?

Сколько денег нужно зарыть в песок, чтобы получился асфальт?
Знаете ли вы, что?.. Асфальт бывает естественным
Мостовые Петербурга. В России две беды?

Обновлено 1.12.2017
Статья размещена на сайте 20.11.2017

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Мастер 2 декабря 2017 в 19:06 отредактирован 2 декабря 2017 в 19:12

    Как- нибудь соберусь и напишу воспоминания об этом интересном и чудесном городе.
    Редком, интересном, своеобразном...
    Сызрань интересна хотя бы тем, что в ней находились ( и находятся) стратегические запасы артиллерийских зарядов, что именно там до революции была Российская хлебная биржа...
    Можно долго рассказывать...
    Как десантники с теплотой в голосе вспоминают Рязань, , так и любой вертолётчик помнит и любит этот город.
    Здесь находится СВВАУЛ - колыбель всех российских вертолетчиков.
    Ну и вообще - « Второе Баку», это именно Сызрань в двадцатые годы.
    Найду время и напишу об этомэ, поскольку помню воспоминания людей, пометивших о событиях почти теперь столетней давности.
    Да, ещё что хотелось добавить...
    Там девчонки замечательные!
    (У меня жена именно из Сызрани)
    Ещё раз спасибо Автору за возрождение определенных воспоминаний

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за познавательную статью!!! Такого не знала.
    С пожеланиями доброй Зимы,
    Людмила

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Мастер 2 декабря 2017 в 10:10 отредактирован 2 декабря 2017 в 10:11

    Хорошая статья., познавательная.
    Хотелось бы сделать только маленькое уточнение: Первый асфальтовый завод открылся в районе Сызрани (у селения Батраки) в 1875 году усилиями и капиталовложением русского промышленника Дмитрия Ивановича Воекова на основе месторождений асфальтовых песчаников.
    Семейство оставило о себе хорошую и добрую память
    Вдова, Ольга Воекова-Толстая, до самой революции была попечительницей женской гимназии.
    Все это отражено в экспозиции краеведческого музея в Сызрани, где как-то провёл волей судьбы четыре года жизни.

    Оценка статьи: 5

  • Статья познавательная и интересная "в одном флаконе". Меня восхищает мастерство асфальтоукладчиков. Двухвальцевым катком удаётся укатать почти геометрически ровную плоскость полотна: при езде заметны небольшие колебания автомобиля, вполне переносимые. Почему-то не применяются трёхвальцевые катки, своего рода фуганки, как в солярном деле. Таким катком можно бы свести волнистость полотна исчезающе малой.
    ...Ещё в школе я прочитал фантастичную книжку об изобретателе нового дорожного покрытия. Во время грозы молния ударила в землю и на этом месте остался сплавленный грунт в виде камня. Он загорелся идеей сделать дорожное покрытие с таким камнем. ...Формируется полотно из любого "подножного"грунта, затем электроискровая машина обрабатывает грунт и он становится "твёрдым покрытием".
    Я не раз наблюдал укладку асфальта в США. Долговечность обеспечивается сплошной стальной арматурой. Видел также, что ложе покрытия выстилается сеткой из пластика.Немало дорог и с бетонным покрытием. Оценка статьи: 5

    • Владимир Голубков Владимир Голубков Мастер 2 декабря 2017 в 12:31 отредактирован 2 декабря 2017 в 12:38

      И , кстати, Сергей Дмитриев!
      Об асфальте...
      Года два назад был «у вас», так сказать - « Двадцать пять лет спустя».
      Так я был просто неприятно поражён большим количеством колдобин и рытвин прямо у Белого дома, на углу у Блеер- хаус. Такого безобразия просто нельзя было представить раньше, в девяностые.
      Подумал сначала - Обама увлёкся больно российскими делами, забыв о своих.
      Потом, правда, осенила догадка, когда увидел рабочих, ремонтирующих асфальт на Массачусетс авеню - славные сыны армянского народа, похоже, перенесли и в Штаты свою технологию.

      Оценка статьи: 5

      • Владимир Голубков, ровно месяц назад своим ходом мы побывали на недельной экскурсии по Вашингтону. Я не заметил возмутительного состояния дорог даже в Вшнгтне, правда, приблизиться к ограде БД не получилось. О своих восторгах об увиденном я расписал в пачке статей, которые покоятся в черновиках и возможно увидят свет в повышенном статусе.
        Обама, увы, не исключение среди своих подельников, увлекающихся "загранкой". Вопреки ожиданиям, напряг отношений США при Трампе не только с РФ превысил "истоический максимум" времён ХВ.

    • Сейчас в России применяется подобная технология: и армируют, и выстилают дно «корыта» для « дорожной одежды» пленкой».
      Но продолжается привычное нарушение технологии ( и дело даже не в набившей оскомину укладке асфальта в лужи - в конце концов есть праймер и на водной основе. При его применении это допустимо с некоторыми оговорками)
      Все дело в том, что готовый, укатанный асфальт должен набрать ( как и бетон) определённый предел прочности.
      В Финляндии ( сравнимая с нами страна с похожими климатическими условиями) движение по свежеуложенному асфальту разрешают открывать через 5-6 дней, не раньше.
      А у нас - сразу!
      От этого и « колея» на дороге, а вовсе - не от грузовиков.

      Оценка статьи: 5