Лично мне всегда безумно нравилась песня «Говорят, дельфины говорят…» из мультфильма «Девочка и дельфин» (1979) — кстати, чем-то напоминающая тему из «Своего среди чужих…». Её гениально исполнила 10-летняя дочь певицы Жанны Рождественской — Ольга. До сих пор непонятно, почему на эту роскошную мелодию современные исполнители обращают так мало внимания.
Однако в судьбе известного композитора случился и один эстрадный суперхит. Именно «случился». Вышло так, что музыкальному редактору радио «Маяк» — Джульетте Максимовой — очень приглянулась киномузыка, точнее, инструментальная тема из очередного фильма Никиты Михалкова — «Родня» (1981).
В то время Максимова активно опекала молодого певца Валерия Леонтьева, у которого с радио отношения как-то не складывались.
В. Леонтьев:
«…она сказала: „Нужно записать такую песню, чтобы наше руководство увидело, что ты вокалист“. До этого ведь что было? „Я сегодня диск-жокей“, „Танец протуберанцев“ — для начальства материальчик зубодробительный, прямо скажем».
В качестве такого пробивного музыкального хита Максимова и предложила использовать мелодию из «Родни». Для этого пригласили поэта Николая Зиновьева, чтобы он написал на неё текст.
Так как в то время советская эстрада любила воспевать необычные экстремальные виды спорта, то темой песни стал полёт на дельтаплане («летящая» мелодия Артемьева сама на это напрашивалась). Правда, дельтаплан выступал здесь, скорее, метафорой «окрыляющей» любви. Ложа руку на сердце, вынужден признать, что стихи вышли не лучшими в творчестве Зиновьева (чего только стоит рифма «плечам — дельтаплан»). Впрочем, хорошая мелодия, как правило, спасает любой текст.
Как ни странно, Леонтьев долго «ломался», прежде чем исполнить «Полёт на дельтаплане». Зато когда всё-таки исполнил, песня стала чуть ли не самой известной в его творчестве. В 1983 году она была издана на пластинке «Муза» и стала лауреатом фестиваля «Песня года».
На песню даже был снят клип в предгорьях Алтая. Певец на видео, правда, не летал (за него это делал профессионал), зато лихо «джигитовал» на лошади.
Несмотря на успех песни, своего отношения к ней Леонтьев не изменил. Поразительно, но целых 25 лет певец не включал «Полёт на дельтаплане» в свою концертную программу (говорил, что «не находит ей места», что на концертах она ему «не интересна»). Тем не менее поклонники певца оказались чрезвычайно настойчивы.
В. Леонтьев:
«Я два года возил программу „По дороге в Голливуд“ по стране. Два года меня терзало и изводило это непонимание, эти вежливые аплодисменты и крики „Дельтаплан!“ в паузах».
Когда в 2000-х годах Леонтьев обнаружил, что старую песню по-прежнему любят и даже делают на неё ремиксы, он сдался — сделал для «Дельтаплана» новую аранжировку и стал исполнять на сцене. Более того, для своего «Бенефиса» певец даже рискнул всё-таки лично пролететь на воспетом аппарате над Москвой. Правда, ничего романтичного Леонтьев в этом не нашёл — было очень холодно и ветрено, и вдобавок мотодельтаплан страшно тарахтел.
В. Леонтьев:
«Микрофон, что мне на плечо прикрепили, снесло в первые секунды, как я поднялся под облака, а рёв стоял такой, что не то что петь — доораться ни до кого было невозможно. То ли дело воздушный шар!»
Как известно, у нас очень любят всё связывать с политикой. Вот и вокруг песни «Полёт на дельтаплане» возникло два подобных слуха.
Один из них, который приписывали Юрию Никулину, был явно фейковым. Это про то, как Леонтьев исполнял песню в цирке, летая на трапеции и пугая членов партии разорванными на известном месте штанами.
Вторая история была связана уже с президентом Путиным, который посетил орнитологическую станцию на Ямале и лично летал на дельтаплане во главе косяка стерхов. Сразу же возник слух, что после этого на песню Леонтьева наложили запрет. Даже без объяснений певца, по-моему, понятно, что это откровенная чушь.
В. Леонтьев, 2012:
«…я только в прошлом году впервые спел её во время сольных выступлений. И как раз в Кремле! Отсюда, скорее всего, и пошел слух о запрете. По всей видимости, на следующий день после полета Путина люди побывали на моем концерте в Сочи и, не услышав в программе „Дельтаплан“, выдвинули самую привычную версию: „запретили“».
Что касается Артемьева, то его отношение к песне тоже было весьма скептическим:
«У меня к ней сложное чувство… Скажем так, я не против».
Что еще почитать по теме?
Эннио Морриконе. В чем секрет невероятной популярности его киномузыки?
Какова история музыки Алексея Рыбникова к к/ф «Про Красную Шапочку» и «Усатый нянь»?
Композитору Александру Зацепину — 85! Неужели и эту песню написал он?..
Браво!
Оценка статьи: 5
0 Ответить