С другой стороны, израильский армейский «чимидан» весьма мало походит на то, что принято называть чемоданом в России. Да и слово «чемодан», если прислушаться, явно не русского происхождения.
Совершенно верно, ухо нас не подводит. Происхождение слова «чемодан» (как, например, и «сарафан») персидское. «Джомадан» переводится как «хранилище одежды». Так на Востоке называли большую сумку с ручками из кожи или из войлока. Легкую, мягкую, очень вместительную. Необходимейший предмет в хозяйстве, особенно при переездах. Так что, скорее всего, в израильскую армию это слово принесли не ребята из России, а те парни, что в середине 1950-х годов репатриировались из Ирана или из Курдистана.
Из персидского языка слово это попало и в языки тюркские, изменившись до «шабадан». У кочевников-казахов шабадан был вещью нужной. При постоянных переездах в него укладывались обувь и одежда. К тому же шабадан был вещью красивой, ведь его делали из ковровой ткани. В данном случае, как это часто бывает, красота оказывалась функциональной. Таких шабаданов можно было положить на повозку целую гору. Ковровые их поверхности цеплялись ворсом одна за другую, благодаря чему сами сумки удерживались на повозке и не падали не землю.
А в особенный шабадан, специально красиво отделанный, складывали приданное для невесты. Так что девушка уходила в другую семью с полным набором всяких нужных и красивых вещей.
Приблизительно такую же роль играла в Украине «скриня нареченої», то есть «сундук невесты». Начиная с 15 лет, в этот сундук складывалось приданое. Сундук был изрядного размера, что являлось для новых родственников и для соседей свидетельством зажиточности невесты. Публичная демонстрация «скрыни» и ее содержимого была отдельным и важным эпизодом свадьбы.
Кстати, о сундуках. Интересно, что из всех славянских языков только в русском деревянный ящик для хранения и перевозки вещей с закрывающейся на замок крышкой называют словом тюркского происхождения, которое восходит к арабскому слову «сундук» («ящик»). Но этимологическая прогулка не заканчивается в аравийских пустынях и возвращается на берега Средиземного моря. Арабский «сундук» происходит от греческого слова «синдохеон», то есть «место, куда складывают предметы».
Почему одежду лучше хранить в сундуке, а не в сумке-шабадане? Потому что сумка мягкая, а сундук жесткий. Положенные в него вещи в дороге не сомнутся. После длительного путешествия не потребуется гладить одежду. Можно пожаловать на бал прямо с корабля.
По этой причине вплоть до XIX века все путешественники предпочитали брать с собой небольшие, но крепкие дорожные сундуки. Их приторачивали к каретам, клали на специальную полку на крыше дилижансов, заносили в корабельные каюты — и в путь. Как там описывал
Уже к коляске двое слуг
Несут привинчивать сундук.
Однако сундук, даже дорожный, все-таки тяжел, а потому и неудобен. Сам хозяин его тащить не станет. Значит, надо брать с собой в дорогу слугу или же нанимать носильщиков. Пока дальние путешествия были уделом лиц знатных и/или богатых, с этим было легко мириться.
Но в XIX веке путешествия на большие расстояния стали массовым явлением. Железные дороги быстро связали между собой все крупные города Европы. Пассажиром поезда мог стать каждый. Появился спрос на удобные, недорогие и крепкие ящики для перевозки вещей.
Появился спрос — появилось и предложение. В 1858 году в парижских магазинах стали продавать чемоданы для путешественников. Их начал выпускать мастер Луи Вюиттон (Louis Vuitton, 1821 — 1892).
Луи Вюиттон родился в провинциальном городке Анше (Anchay) на востоке Франции. Мать умерла, когда мальчику исполнилось 10 лет. Мачеха была строгой. Поэтому житье в родных местах Луи наскучило, и когда ему исполнилось 13 лет, он ушел в Париж.
Именно ушел. 292 мили до столицы паренек преодолел за два года. Шел пешком, подолгу останавливаясь в пути, чтобы случайной работой заработать денег на дальнейшую дорогу. В Париж юный провинциал прибыл в 1837 году и устроился на работу в упаковочную мастерскую месье Маршаля (Marechal).
Упаковка и изготовление коробок — это была в то время славная профессия. Изготовить коробки, отдельно позаботиться об упаковке хрупких вещей, уложить все так, чтобы занять как можно меньше места, перевезти по новому адресу (да, на мастера возлагалась также ответственность за перевозку!) — одно большое дело и тысяча мелких хлопот.
Молодой подмастерье быстро освоил все тонкости и стал известным мастером в своей области. В 1854 году в возрасте 33 лет он женился и почти сразу же открыл в Париже свою собственную упаковочную мастерскую.
Вот тогда-то Луи Вюиттон и придумал современный чемодан. До этого чемоданом называлась мягкая длинная сумка в форме положенного на бок цилиндра. Вюиттон превратил мягкую упаковку в деревянный ящик с тонкими, но крепкими стенками, которые были обиты узорной водонепроницаемой тканью. Красота не казалась лишней. Свои чемоданы Луи Вюиттон делал в расчете на богатых путешественников.
Хотя изделие Вюиттона называлось по-прежнему чемоданом, оно унаследовало важные свойства дорожного сундука: жесткость и прямоугольность. Жесткий корпус не давал одежде, помещенной вовнутрь, сминаться, а хрупким вещам — быть разбитыми. Прямые углы позволяли легко укладывать чемоданы один на другой. Это облегчало складирование и перевозку.
Изобретение Луи Вюиттона попало в самую точку. К тому времени он уже получал заказы от императорского двора и считался личным упаковщиком Ее Величества Императрицы Евгении, супруги императора Наполеона III. Императрица была женщина молодая и красивая. Она любила путешествия и любила путешествовать с комфортом. Специально для нее Луи Вюиттон сделал чемодан, превращавшийся в своеобразный походный одежный шкаф. В нем были вешалки и отделения для вееров, перчаток, духов. Вслед за императрицей чемоданы Вюиттона стали покупать богатые парижане. Дело пошло!
В 1858 году открывается первый магазин Луи Вюиттона в Париже на Елисейских Полях. Магазин был дорогой, но и покупатели сюда приходили состоятельные: французские аристократы, американские предприниматели, индийские князья. Русская царская семья тоже была клиентом знаменитого чемоданных дел мастера.
Чемоданы от Вюиттона стали подделывать, поэтому фабрикант позаботился о создании собственного стиля. Его чемоданы должны быть абсолютно узнаваемыми! Так на чемоданной обивке появились монограммы компании, стилизованные букв LV.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...