Там она благополучно родила дочь Мари-Луиз (Адель Экзаркопулос, ставшая знаменитой уже после съемок «Поездки к матери»; сразу, как на большой экран вышла «Жизнь Адели» — 2013 г.), но сейчас живет одна в большом доме в сельской местности. На всем протяжении фильма мать мы так и не увидим, довольствуясь только её голосом (Маргарита Терехова).
Похоже, что дела у Максима в Москве идут не самым лучшим образом, да и горечь осознания того, что когда-то мать предпочла его и отца другому мужчине, добавляет свои капли в общую гамму отрицательных эмоций, которые на очередном этапе общения матери и сына требуют выхода. И происходит ссора… В результате у матери не выдерживает сердце и она умирает.
Перед нами — самая настоящая драма. Но — не простая, а, как её позиционируют авторы и создатели фильма, экзистенциальная.
Уже то, что драма оказывается экзистенциальной, как-то настораживает. Ну, а когда выясняется, что это российское кино «снято в качестве копродукции с Францией» — всё встает на свои места. Нет, не «наш» этот фильм. Кто девушку обедает, тот её и танцует. И если деньги дают французы… Ну, всё понятно.
Это в относительно богатенькой Европе есть время на самокопание и поиск каких-то ложных истин. А когда тебе надо жить, зарабатывать на эту жизнь, отбиваясь от контролирующих, надзорных, регистрирующих и прочих подобных органов… Когда надо жить, растить детей, а если получится, то и детей детей… Причем всё это — каждый божий день! Вот когда?.. Когда тут самокопаться? Самоокапываться — другой вопрос. Иногда и не хочешь, но окапываешься, потому что шкурой чувствуешь, а потому и понимаешь — надо! Надо, Федя, надо… А самокопаться… Когда?!
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Нет, не «наше» это кино. Европейское. У них и время есть на самокопание, и желание это сделать. А мы о слабаках (права сводная сестренка Максима!) как-то не снимаем. И это даже радует. Поэтому уже только для того, чтобы эта радость за отечественный кинематограф появилась, можно посмотреть «Поездку к матери» и не жалеть о зря потраченном времени.
Хотя, конечно, выход, который находит Максим из той ситуации, в которую, по сути, сам же себя и загнал, поражает. Ещё больше поражает, что создатели фильма предлагают ему посочувствовать. Мол, бедный он, бедный. Но какой благородный! Отдал своё сердце другим. А то, что он сам, по своей воле, оборвал ту ниточку, которая от матери через него должна была идти дальше? Это — как? Это — что?!
Да это самая настоящая подлость по отношению к родным для тебя и любящим (любившим) тебя людям. Да если ты любишь мать и у тебя есть чувство вины перед ней, то делай! Делай то, что должен делать. Найди хорошую девчонку… Неважно, русскую, француженку, арабку. Но найди! И продолжи ниточку. Чтобы когда-то, когда, может, уже нас и не будет, кто-то, кинув взгляд на внучку Макса, всплеснул руками и сказал: «Ой, Эн (Маша, Фатима), ты посмотри. Да это же вылитая прабабка по мужниной линии. Сейчас. Я тебе покажу её фото в детстве!»
В общем, уже через треть экранного времени становится понятно, что самые худшие ожидания сбываются. Не «наше» это. Не о нас. И вообще, совершенно не туда. Но я всё сидел у экрана и честно вглядывался в пробегающую по нему картинку. Потому что во многих отзывах об этом фильме было искреннее восхищение прекрасными прованскими пейзажами. Просто «ох» и «ах» какие!
Но вот уже финальные титры пошли. А пейзажи?.. Где?! Нет, что-то мелькало в кадрах, но чтобы это мелькавшее отнести к восхитительному и потрясающему… Не знаю, у кого и как, а у меня на такие слова в отношении пейзажной съемки в «Поездке к матери»… Нет, не поворачивается язык. Наоборот, я бы всем восхищенным посоветовал пересмотреть кадры того же «Моего убийцы», например. Посмотреть, сравнить и понять — когда и какая пейзажная съемка бывает восхитительной.
Но если честно, мне немного обидно за оператора (Олег Лукичев). Практически каждый второй рецензент восхищается какими-то мифическими прованскими пейзажами, но ни один из них не увидел его явной удачи. Причем не только его. Потому что снять крупный план так, как это снято в «Поездке»… Это сможет далеко не каждый. Уверяю вас.
И если кто-то скажет, что портретная съемка — фи, что в этом сложного?! — я отвечу. Ребята… Вы мало что смыслите в колбасных обрезках. Снять крупный так… Это надо не только хорошо знать то железо, которым снимаешь, представлять его возможности, но и чувствовать — когда, как. Подъехать, отъехать, зафиксировать. Уж что-что, а Божья искра у Олега Лукичева точно есть.
Но сделать такой крупный план не под силу одному оператору. Здесь и актер должен выложиться на все сто. И режиссер должен подвести актера к этой точке, которую своим нутром почувствовал оператор и… И снял!
Браво всем тем, кто был задействован в процессе создания этого экземпляра киноискусства. Во-первых, просто потому, что они — потрясающе талантливы. Во-вторых, судя по получившемуся результату, на съемочной площадке, благодаря усилиям режиссера (Михаила Косырева-Нестерова), сложилась самая настоящая творческая команда. Ну, а то, что фильм не наш, не мой… Это уже не их вина. Тем более…
Тем более что любое из мнений,
Кстати, на VIII онлайн-кинофестивале «Дубль дв@» (апрель 2017 г.) фильм «Поездка к матери» был удостоен гран-при фестиваля. А в составе его жюри, между прочим, были такие авторитеты, как, например, Александр Митта («Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж»).
Спасибо, Костя!
Очень монопаилась игра слов с самокопанием и самоокапыванием!
Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Естественно, там слово -«понравилась»
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Володя!
0 Ответить
Браво автору - дотошному исследователю музыки и кино ! Не смотрел, но согласен с оценкой этого фильма.
Видать, создателей этого фильма вдохновляли и не давали сладко спать лавры подобного фильма начальника Мосфильма Шахназарова "Американская дочь"? СкрИпЯ сердцеМ, я посмотрел этот элитарный, барственный фильм до конца. Кажется,(лень проверить) КК не ЗАценил мой "синопсис" для фильма в виде статьи "Какой и о чём бы вы сняли фильм?". Мечтаю о любой оценке маэстро. Оценка:5
0 Ответить