Историки пишут, что ему покровительствовал директор бельгийской Королевской Академии изящных искусств Франсуа-Жозеф Навез. Вероятно, он был его учителем от начала до выхода молодого художника в свет. Когда он уехал во Францию — неизвестно, во Франции он жил до конца своих дней.
Жан получил от своего учителя навыки превосходного владения кистью и цветом. Современность ему казалась скучной, поэтому художник обратился к минувшему, к XVIII веку. В его картинах — роскошные воображаемые интерьеры, шикарные одежды его героев и героинь. Сплошной праздник красок!
Казалось бы, такой выбор диктовал радости без конца. Но в его картинах присутствует немалая доля драматизма, связанная с судьбой художника. Не его самого, а художника вообще.
«Последний штрих»
Усталый до бесконечности художник перед мольбертом: в правой руке — кисть, в левой — палитра. Картина закончена. И кажется, что она не удалась. Это давит его еще сильнее, чем физическая усталость.
Но рядом — поддержка и опора. Женщина. Которая утешает, подбадривает его, верит в его талант. Еще минута — и тепло ее плеча вдохнет в него новые силы. А там, глядишь, и покупатель найдется на картину, в которую вложено столько сил.
«Визит в студию Ватто»
Просторное помещение, высокие потолки, два мольберта (большой служит как бы фоном маленькому). Две миловидные посетительницы рассматривают картину, которая уже закончена, но еще не высохла. Одна из дам держит в правой руке монокль, чтобы лучше разглядеть детали. На заднем плане — двое мужчин и женщина рассматривают то ли книгу, то ли гравюру. В раскрытом ларце видны бутылки (видимо, спиртного). На полу — папки с гравюрами.
Жан Каролюс не был современником Ватто, их разделяет около ста лет. Судя по всему, Жан был очарован живописью Ватто. И это восхищение вдохновило его на такое полотно (лицо художника на картине очень похоже на прижизненный портрет Ватто, написанный Розальбой Каррьера).
«Визит в студию»
Весьма пожилой художник (светится большая лысина) принимает у себя в студии двух дам — любительниц искусства. Одна стоит, а другая на коленях пытается рассмотреть получше, что нарисовано. Скорее всего, это не просто любопытство, этот визит закончится покупкой. Еще одна картина (а может быть, и не одна) станет звездой коллекции.
«У антиквара»
В антикварной лавке разыгрывается одно из действий драмы. Ее начало — за рамками картины. Что мы видим? В глубине лавки стоит хозяин, который разводит руками. Перед ним на стуле — женщина в траурном одеянии. Ее жест — как бы просьба о чем-то. О чем можно просить в антикварной лавке? Естественно, о деньгах.
За спиной сидящей женщины — коллекция китайского фарфора, перед ней на постаменте — большая китайская ваза. На полу — две папки с гравюрами (некоторые просыпались).
Что происходит? Вдова (женщина в трауре) пытается продать коллекцию своего супруга (уже покойного). Видимо, она получила какие-то деньги раньше, а сейчас пытается продать остаток собрания — гравюры. Антиквар, судя по его жесту, не готов за них платить.
Двойная драма: потеря мужа, конец коллекции.
Сюжеты картин, очевидно, не были задуманы как некая цепь. Но можно уверенно сказать, что художник был свидетелем и участником всего процесса — от создания картины до создания коллекции и ее умирания.
Что еще читать по теме?
Художник Николас Мас — двойник Рембрандта?
Как художники привлекают внимание зрителей?
Художник И. Айвазовский — баловень судьбы?
Анастасия, ваша статья почти сделала меня счастливой)