И те же самые лица, что некогда воспевали хвалебные оды советской милиции, начали активно снимать фильмы про «оборотней в погонах» и ментов, крышующих бандитов.
«Дураки умирают по пятницам» (1990)
Так, Рудольф Фрунтов, режиссер двух знаковых картин отечественного кино начала 80-х — изысканного детектива «Ларец Марии Медичи» и фильма-катастрофы «Тревожное воскресенье» — в самом начале 90-х выпускает ленту по собственному сценарию с провокационным для кинотеатров названием «Дураки умирают по пятницам».
По сюжету в небольшой городок из тюрьмы возвращается бывший сотрудник милиции Андрей (Василий Мищенко), отсидевший 3 года по ложному обвинению. Однако за то время, что он отсутствовал, в городе многое изменилось: днем по улицам шныряет гопота, по вечерам — бесшабашная пьяная молодежь, а внутренние органы бездействуют чуть менее чем полностью. Наведавшись к другу детства, Андрей попадает в ловушку — его вновь подозревают, но на этот раз уже в убийстве. Скрываясь от бандитов и милиции одновременно, парень должен обнаружить настоящего убийцу раньше, чем его самого отправят обратно в тюрьму. Или на тот свет…
Большинство постсоветских боевиков снималось по лекалу зарубежной продукции киноискусства, причем за основу брались одноклеточные картины категории «Б» и ниже, где и бюджеты поменьше, и сюжеты попроще. Несмотря на «дурацкое» название, фильм у Рудольфа Фрунтова получился вполне смотрибельный, хотя до уровня его же «Ларца Марии Медичи» не дотягивающий.
Первопричиной является слабая сценарная основа: «Ларец» основывался на романе Еремея Парнова, а соавтором «Дураков» стал некто Юрий Беленький, позднее ответственный за появление на российских телеэкранах таких «шедевров», как «Простые истины», «Кармелита»
Тем не менее этот одноразовый экшн про хороших и плохих ментов наглядно демонстрирует то, с чем в последнее десятилетие ХХ века вошли российские кинематографисты.
«Стервятники на дорогах» (1990)
Еще один постановщик, Самвел Гаспаров, в начале 80-х прославился двумя ураганными революционными боевиками «Хлеб, золото, наган» и «Шестой» о борьбе красных и белых в период гражданской войны. Эти ленты стали своеобразным эталоном советского экшна наряду со знаменитыми «
Аналогично Фрунтову Гаспаров почему-то решил, что сценарии может писать каждый — это его первый и единственный опыт в кинодраматургии. И не сказать, что слишком удачный. Сюжет ленты прост, как тогдашних три рубля.
Два друга-дальнобойщика. Первый — бывший детдомовец, второй, помимо основной работы, «калымит» левыми заказами. Один такой заказ и стал для него последним: бандиты подстерегли парня на дороге и убили, забрав колесо, набитое то ли деньгами, то ли наркотиками. Милиция разводит руками — ни свидетелей, ни мотива. И тогда товарищ начинает собственное расследование, хотя точно знает, что местный криминал накрепко спаян с органами правопорядка и помощи ждать неоткуда.
«Стервятники на дорогах» — типичная чернуха начала 90-х, отказывающая своему зрителю в какой-либо надежде на хэппи-энд. Главный герой всю дорогу несправедливо страдает, злодеи прут изо всех щелей, добро получает сполна, а зло торжествует, тем самым окончательно ввергая аудиторию в бездну отчаяния и безысходности. В пику аналогичным американским боевичкам с участием того же Сталлоне, где кинозлодеи стопроцентно получали отпор и красиво утопали в луже собственной крови. Наши же киношники считали (а многие и до сих пор считают), что кино должно продолжать реальность, а не приукрашивать ее.
«Штемп» (1991)
Криминальный триллер Геннадия Иванова «Штемп» — пожалуй, самый авантюрный и разухабистый из всех представленных фильмов.
Главный персонаж — инспектор уголовки Аркадий Ершов — невероятно крут, владеет всеми видами единоборств, отлично стреляет, укладывает женщин в постель пачками, а еще умеет менять внешность до неузнаваемости, втираясь в доверие к бандитам. Однако его бурная деятельность вскоре заинтересовала мафиозных шишек, которые решили устранить назойливого мента, слишком близко подобравшегося к «штемпу» — так на уголовном жаргоне называется большой чин в милиции, работающий на уголовников. На Ершова объявляется охота…
Самыми известными работами в кино Геннадия Иванова до «Штемпа» были два телефильма из популярного альманаха «Государственная граница», а после режиссер покинул кинематограф и больше ничего не снимал до самой смерти в 2014-м. Как и в случае с предыдущими творцами (видимо, в 90-х это было распространено ввиду отсутствия достойных кадров), Иванов писал сценарий сам, не полагаясь на помощь известных драматургов или писателей. В результате все происходящее на экране живо отдает институтской самодеятельностью: и майор милиции, играющий в Фантомаса, и жулики, которые никак не могут усмирить зарвавшегося инспектора, и многие другие персонажи, представляющие собой карикатуры на живых людей.
Получилось вроде бы серьезное кино про коррупцию и мафию, а на поверку — глупый приключенческий боевик с элементами комедии. Возможно, именно из-за неудобоваримого смешения жанров «Штемп» так и не стал классикой жанра, а остался «вещью в себе». Как и исполнитель главной роли Анатолий Хостикоев, не сумевший стать звездой первой величины.
Что еще почитать по теме?
Свелога? Полюна? «Самолет летит в Россию», или Забытые комедии 90-х
В чем притягательность голливудского экшна? «Неуправляемый»
Фильм Ивана Китаева «Фэйк». Стоит ли избавляться от въевшихся в нас стереотипов?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...