Обоснование иконопочитания
Жаркие противоречия и разногласия верующих разных религий, конфессий затрагивают многие вопросы. Один из таких — так называемое иконопочитание. Многие «иконоборцы» даже приравнивают иконы, или, точнее сказать, лики святых, к своеобразной разновидности идолов, а молитвы пред иконами и почитание их — к идолопоклонничеству.
Последнее, к слову, Библия и христианство признает великим грехом:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх.20:4−6).
В противовес подобным нападкам православное духовенство указывает на то, как велика разница между иконой как священным изображением и фантазийным превозношением кого-то или чего-то в ранг божества или, попросту говоря, создания идола.
Но главным аргументом в пользу необходимости икон выдвигается то, что именно икона помогает объективно (а не субъективно, преломляя через собственный опыт) воспринимать духовную реальность. То есть в отсутствие икон/конкретных образов святых люди, к примеру, во время молитв, могут представлять святых, основываясь на образах конкретных людей, виденных ими ранее. Потому иконописцы и пишут иконы, дабы не искажалось духовное восприятие верующих.
Иконы также сравнивают с фотографиями любимых и дорогих нам людей, которые мы храним на память, не имея возможности видеться с ними. В трудный момент такие изображения наших близких помогают нам, скрашивают разлуку. Это привычка, традиция, потому не удивительно, что нам необходимы иконы, дабы Высшие силы всегда были с нами (если говорить, например, о домашнем иконостасе) и помогали преодолевать различные трудности, поддерживали своим «присутствием».
Значение православных икон
Иконы являются одним из наиболее старейших «атрибутов» или же канонов православия, поскольку иконография появилась ещё во времена формирования этого церковного искусства, вероучения. Правда, изначально так назывались любые изображения святых, будь то скульптура или портрет. Позже иконами окрестили исключительно «портреты» ликов святых, Спасителя и Богородицы.
Церковный и домашний иконостас играют чрезвычайно важную роль в православной практике. Они задействованы в богослужении, а также именно к иконам обращаются верующие во время молитв, пред ними служат молебны, ставят свечки (как дома, так и в храме), с иконами венчают и провожают в дальний путь. Кроме того, стоит упомянуть и об особых иконах, которые могут «плакать», то есть мироточат: к ним осуществляют паломничества, поскольку их сила считается наиболее могущественной.
Православные иконы выделяются среди других изображений святых и Высших сил, в них много образности и мало реалистичности. По мнению православного духовенства, таким образом иконы отражают не телесность, а святость и духовность. Они несут в небе большую силу, мощный духовный заряд. К слову, даже иконописцы в период создания изображения лика святого вели праведную жизнь и максимально отрекались от мирского.
Ведь иконы призваны, в том числе, приблизить верующего ко Всевышнему и к Небесам. Православные иконы, подобно проводникам, приоткрывают двери в мир духовного и божественного, ведь в молитве пред ними человек обращается не к конкретному изображению, лику и молится не иконе, а обращается за помощью или с благодарность к силам Всевышнего.
Что еще почитать по теме?
Какие иконы обязательно должны быть в доме?
В чем поможет икона святого Николая Угодника (Чудотворца)?
От чего убережет икона Семистрельной Богородицы?
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...