Пока я размышлял, стоит ли продолжать смотреть этот то ли трэш, то ли арт-хаус, в кадре зазвучала отличная песня. На словах «Don't call me Chris, my name is Elvis…» («Не зови меня Крис, моё имя — Элвис») я засмеялся и решил досмотреть картину до конца. О чём в итоге не пожалел…
Как оказалось, фильм назывался «Шестиструнный самурай» и представлял собой странноватую пародию на постапокалиптическую тематику в духе «Безумного Макса». По сюжету, в 1957 году СССР таки пульнул в США ядерной бомбой и победил. Большая часть цитадели демократии обратилась в пустыню, оккупированную советскими войсками. Последним островком американской независимости остался Лас-Вегас, где правил (не смейтесь) Элвис Пресли. Когда «король рок-н-ролла» умер, в Вегас направились претенденты на королевское место.
Был среди них и наш герой, который с одинаковым мастерством владел как электрогитарой, так и самурайским мечом. Звали его действительно Бадди, и на рок-тёзку в характерных очках-«ботанах» он походил не случайно. По пути к герою привязался мальчишка-сирота, которого периодически приходится спасать от одичалых бандюганов, загадочных «ветрянщиков» и прочих маргиналов варварского мира.
Кроме того, по пятам парочки следует мрачная троица с главарём по имени Смерть. Внешне Смерть напоминал некую помесь Чингис-хана со Слэшем из группы GUNS N' ROSES и тоже претендовал на королевский престол. Меломан без труда распознает в противостоянии Бадди и Смерти противостояние старого классического рок-н-ролла и хеви-металла.
Разумеется, такой фильм требовал соответствующего саундтрека. И в его создании не обошлось без… наших соотечественников.
Случилось так, что в январе 1996 года режиссёр Лэнс Манджиа и актёр Джефри Фэлкон (мастер кунг-фу, уже снимавшийся в фильмах Джеки Чана) попали на концерт группы RED ELVISES. ЭЛВИСЫ в самом деле оказались по происхождению самыми что ни на есть КРАСНЫМИ — советскими парнями, эмигрировавшими на закате советской эпохи в Калифорнию. Музыка группы произвела на Манджиа сильное впечатление и прекрасно вписывалась в эстетику будущего фильма.
Заручившись предварительным согласием, режиссёр исчез и появился только спустя год, когда ЭЛВИСЫ о нём уже забыли.
В итоге группа не только записала для «Шестиструнного самурая» большую часть киномузыки, но и сама появилась в кадре с огромной электробалалайкой и эмблемой серпа и молота. Вдобавок к этому режиссёр бесплатно снял для них два клипа — на песни «Love Pipe» и «Boogie On The Beach». Последняя вышла немного скабрезной и представляла собой телефонный звонок Иисуса некой даме, которую он приглашал на пляж «делать буги-вуги».
Были в саундтреке и ремейки рок-н-ролльной классики. Например, «Surfing in Siberia» — переработка темы «Misirlou», уже прославленной Диком Дейлом, а потом «Криминальным чтивом». Или «Hungarian Dance № 5» от композитора Иоганна Брамса. Правда, первыми в сёрф-хит «Венерский танец № 5» превратили всё-таки не ЭЛВИСЫ, а группа THE VENTURES — ещё в 1964 году (их версия называлась «Rap city»).
Из интервьью с Игорем Юзовым, гитарист RED ELVISES:
— Как ныне называется уникальный стиль Red Elvises?
— Не моё это дело придумывать названия стилям. Рок-н-ролл это называется, просто там много всяких влияний: сёрф, рокабилли, одесские песни. Но я это называю рок-н-роллом.
Про «одесские песни» было упомянуто не для красного словца. В кинохитах «Самурая» можно встретить немало еврейских мелодий, забавно переигранных в жанре рокабилли. Допустим, «My Darling Lorraine» — это, по сути, «Бай мир бисту шейн» (широкие массы лучше знают её народную русскоязычную вариацию «В Кейптаунском порту»).
В песенке «Love Pipe» тоже слышится знакомая и, видимо, тоже еврейская мелодия. Вот только я, хоть убей, не могу вспомнить какая.
Ну, и самой прикольной мне показалась обработка романса «Очи чёрные». У ЭЛВИСОВ он превратился в песенку «Scorchi Chornie», где на знакомый цыганский мотив распеваются английские строчки — что-то вроде «А поедем-ка в Калифорнию…».
Учитывая, что по сюжету Америку захватили русские, подобные цитаты выглядели более чем уместными. Как и мечтания героя песни «Siberia» уехать в Сибирь — мир хоккея, скрипок, космонавтов и, конечно же, водки.
Ну, и настоящей «жемчужиной» саундтрека стала плаксивая баллада «My Love Is Killing Me», о которой я упомянул в самом начале. Забавно, что её название — «Моя любовь убивает меня» — употребляется не в фигуральном, а буквальном — травматическом — смысле.
Перевод — vyachka: Она любит меня слишком сильно, когда она целует моё ухо,
Мои барабанные перепонки трещат, это довольно больно, моя дорогая.
Мы занимались любовью, она не собиралась причинять вред,
Это стало злой игрой, когда она сломала мне руку.Oo-a-oo, моя любовь убивает меня…
Я могу простить тебе мои разбитые губы,
я могу простить тебе следы укусов на моих бедрах,
Но есть одна вещь, которую я не могу стерпеть,
не зови меня Крис, моё имя Элвис.
Я могу простить тебе ушибы и порезы,
я могу простить тебе шрамы на моих шарах,
Но есть одна вещь, которую я не могу стерпеть,
не зови меня Крис, моё имя Элвис.Оплата больничных счетов,
Я не могу ничего больше,
Вы знаете каково это,
Я сильно напуган.
Она любит меня слишком сильно,
Когда она целует моё ухо,
Это звучит чертовски громко,
И именно поэтому я ничего не слышу.
Oo-a-oo, моя любовь убивает меня…
Из интервьью с Игорем Юзовым:
— Какие из хитов RED ELVISES основаны на реальных событиях? «My Love is Killing Me» не из их числа?
— Да почти все основаны на реальных событиях, потому что всегда легче писать о том, что знаешь, и о чувствах, которые испытал. События вызывают эмоции, которые и пытаешься выразить в песне. И «My Love is Killing Me» — как раз одна из таких песен. Иногда бывает больно после общения с девушками.
Кроме КРАСНЫХ ЭЛВИСОВ, в написании саундтрека к «Самураю» принял участие и американский композитор Брайан Тайлер. Он сочинил множество инструментальных отрывков и замечательную финальную композицию «On My Way to Vegas». Интересно, что поначалу она была тоже инструменталом, но затем Тайлер решил превратить её в песню и сам же спел — в сопровождении группы JAWAH.
Если с композиторами всё сложилось как нельзя лучше, то на съёмки денег категорически не хватало. Сначала Манджиа и Фэлкон тратили собственные деньги, набирали актёров из студентов, готовых сняться бесплатно, а шмотки для персонажей покупали на «блошиных» рынках (благо, тематика фильма к этому располагала).
С грехом пополам какие-то спонсоры были найдены, и в 1998 году «Шестиструнный самурай» вышел в прокат. Однако, несмотря на благожелательную критику и призы на кинофестивалях, фильм ждал оглушительный коммерческий провал. При (и так скромном) бюджете в 2 млн. долларов «Самурай» собрал в прокате лишь 124 с половиной тысячи…
Обидно, что с течением времени фильм таки нашёл своих поклонников, а в среде рокабилльщиков вовсе стал культовым. Благодаря ему, КРАСНЫЕ ЭЛВИСЫ были замечены в России, куда вскоре благополучно вернулись.
Игорь Юзов:
«После съемок этого, по сути, малобюджетного фильма мы на какой-то момент и вовсе про него забыли. Но через несколько лет к нам на шоу стали приходить какие-то люди, одетые в странные костюмы, и выкрикивать непонятные нам фразы. Со временем, посмотрев „Шестиструнного самурая“, мы поняли, что это все оттуда. Вызванный компьютерными играми интерес к пост-апокалиптической тематике стал для нас приятным сюрпризом».
От себя добавлю, что послушать саундтрек к «Самураю» стоит всем, кто неравнодушен к добротной и очень бодрящей рок-музыке — даже тем, кому сам фильм не понравится.
Еще больше статей о музыке и кино читайте на странице автора.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...