Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове, в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской.
Детство в коммунальной квартире в самом центре Саратова не просто вспоминалось им как самые счастливые годы, но и стало своеобразным мерилом всего настоящего. Все его известные метафоры подбираются из того времени. Сравнение с бабушкиными помидорами, которые она отбирала на рынке под засолку, отбирала «как для себя», применяется и к системе отбора учеников, и к самой актерской школе.
Саратовская коммуналка, где в одной квартире проживало сразу семь семей — поляки, эстонцы, русские, даже несчастная, от неразделенной любви, цыганка Маня. У него и самого «волжский коктейль» в крови: украинцы, поляки, мордвины, русские. И все это многообразие делало его богаче, наполняло чувством национальной полноценности. Он легко «доставал из себя» любой народ с присущими ему чертами и создавал образ, в который невозможно не влюбиться.
Саратовская коммуналка, в которой уживались «важные» и многодетные, вечно пьющие и гуляющие семьи, где известный саратовский психиатр, сосед Табаковых, пользовал на дому элиту партийного руководства. А маленький Олег наблюдал за манипуляциями кодирования от алкоголя из-под кровати, наблюдая перемену голосовых модуляций от колдовского внушения до воркования с супругой тоненьким голосом. Именно коммуналка стала первой школой перевоплощений для ребенка, жадно впитывающего многообразие жизни.
Безмятежность закончилась в 1941. Отец в первые дни войны ушел добровольцем на фронт. Начальник военно-санитарного поезда № 87, он успел побывать на Кавказе, на Южной Украине, под Сталинградом, в Румынии. Поезд перевозил раненых с передовой в тыл, нередко становясь мишенью для воздушных бомбардировок.
Олег Табаков вспоминал войну как очень голодное время. В самом начале его мама заболела тифом и долго не могла оправиться, потому как всю еду отдавала детям: маленькому Олегу и его сводной сестре Мирре. В 1943 г. мать вывозит их в городок Эльтон, где устраивается в военный госпиталь. Это была возможность прокормить детей.
Это голодная память сформирует в актере Табакове почти раблезианскую страсть к жизни, к ее плотской простой основе. Жизнь он, прежде всего, ощущал на вкус и поглощал. Он всегда носил с собой какие-то баночки, коробочки и щедро одаривал всех леденцами, конфетами. Он вообще любил угощать, выстраивая общность через совместную трапезу.
Семья вернулась после войны в Саратов. Родители развелись, но жили по соседству. Олег Павлович с удивительным теплом вспоминал родственников. Об отце он говорил, что
«он относился к тому малочисленному отряду мужчин, которым отпущен талант сначала подумать о женщине, а потом уже о себе… Господи, как бы я хотел пожелать сыновьям своим успеть насытиться мною, ибо чем дольше я живу, тем больше понимаю, как мало я был с отцом — и с матерью тоже, но с отцом особенно. И если было, у кого поучиться человеческому достоинству, то прежде всего, у него».
И это чувство достоинства, и компетентность суждений, часто скрываемые под маской лицедейства, все это в высшей мере было присуще и самому Олегу Павловичу.
Драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров стал первым, самым важным опытом юного Олега. Педагога Наталью Иосифовну Сухостав Олег Павлович всегда называл своей крестной мамой в актерской профессии. Позже он и сам станет крестным отцом для многих выдающихся актеров земли саратовской. Его ученик Евгений Миронов в интервью называет своего учителя отцом:
«Олег Павлович — отец. Он научил меня всему, что я сейчас знаю и умею в жизни. Только благодаря ему я стал таким, каким стал».
Саратовская театральная школа всегда была очень сильной. В Москве Олег Табаков поступает сразу в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики».
В 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и др.) основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков играл студента Мишу.
С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех.
В 1970 году, после назначения
С 1973 года занимался преподавательской деятельностью, сначала на базе ГИТИСа, в 1986—2000 годах был ректором Школы-студии МХАТ, где выпустил четыре актёрских курса, руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США). В 1992 году основал Летнюю школу имени
С сентября 2010 года, с приходом первых студентов в открытый театральный колледж при «Табакерке», являлся художественным руководителем колледжа и преподавателем актёрского мастерства, продолжая традиции актёрской школы Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1977 году, получив в распоряжение бывший угольный склад, своими руками и руками учеников отмыв и отремонтировав, Олег Табаков открывает новый театр, превратившийся позднее в знаменитую «Табакерку». Появление этого театра критики восприняли довольно скептично, а вот зрители сразу полюбили новое детище Табакова.
1986 год — первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.
1 марта 1987 года — завершена реконструкция подвала на ул. Чаплыгина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров.
С 2000 года Олег Табаков параллельно совмещает художественное руководство двумя театрами, работу в МХТ имени
В 2004 году Табаков стал обладателем премии «Чайка» в номинации «Сердца ангела».
Перечисление театральных и кинематографических ролей заняло бы не одну страницу. Он начинал как «Розовский мальчик» — в ролях наивных, открытых, романтичных, жизнелюбивых юношей с обостренным чувством справедливости. Позже у него сформировалась харизма «остойчивости» (его любимое слово), харизма непредсказуемости человеческого проявления. И это человеческое всегда проступает в нем даже в отрицательных персонажах. Он играет так, что зритель начинает различать полутона, начинает различать человека и порок. Именно над пороком он смеется, плачет, именно его узнает в своих душах.
Олег Павлович с необычайным талантом создал и примерил множество масок, среди которых (голосовая) — роль популярнейшего кота Матроскина. Во всеобщей любви к этому персонажу есть что-то метафизическое. В психотипе жуликоватого, но безумного обаятельного кота, многие видят психотип человека настоящего. Не случайно скульптурная композиция, которую установили на театральной площади его родного города к 80-летию известного артиста в 2015 году, содержит две фигуры — молодого Олега Табакова и самого известного кота — Матроскина.
Последние дни к памятнику несут цветы. Фигура юноши сделана таким образом, что цветы можно вложить в руки, как артисту после спектакля…
«Жизнь несовершенна, но миром правит отнюдь не то самое вещество. Им управляет вера, твое собственное желание сотворить что-то и не уйти бесследно. Надеюсь, именно этим питалась моя настоящая жизнь», — Олег Табаков, книга «Моя настоящая жизнь».
Что еще почитать по теме?
Ростислав Плятт. Каково наследие великого актера?
Тот самый Вицин: каким он был и в памяти остался?
Евгений Леонов. Чьим голосом говорит Винни-Пух?
Спасибо за прекрасную статью!!!!
0 Ответить
Мира Сим, и Вам спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, дорогая, спасибо Вам за статью, за память, за благодарное сердце...
Благодарность - великое чувство, оно не позволяет душе опуститься, заржаветь.
Светлая память Вашему земляку.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, да, в его родном городе многие вспоминают Олега Павловича с теплом. Он всегда трепетно относился к Саратову, часто бывал здесь.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Гвозденко, "Огней так много золотых// на улицах Саратова" ...
Из-за своей невнушительной коституции(телосложения) он мне казался камерным и даже немножко (сорри) кукольным. Но своей истовостью он реализовал себя по полной прогроамме и оставался верен себе в самых крутых обстоятельствах. "Всегда он будет живым примером, // призывом гордым к свободе, к свету!" (ок. С)
0 Ответить
Сергей Дмитриев, не знаю, он такая большая личность, что как-то о "конституции" не задумываешься. Только большая личность могда сыграть такие метаморфозы в "Обыкновенной истории" и множество других, характерных ролей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Гвозденко, такое впечатление и от Миши Ефремова.Как он ни старается, дефицит веса и роста проступает.
0 Ответить
Елена Гвозденко, я тоже это понимаЙ, но отделаться от сугубо личных восприятий не удаётся.
0 Ответить
~
0 Ответить
Что подумалось в этой связи:
1) Олег Табаков был дей-но известным, замечательным - гл. образом комедийным актером. Помнить будем долго. Пусть покоится с миром...
2) все эти всхлипывания "отец родной, что мы будем делать без тебя" и т.д. - а) отдают некой красивостью и словес от коллег и учеников (сценические артисты, как никак) б) некой самоуничижительностью - ушел отец, бог - что же нам делать? Какой-то комплекс неполноценности. Меры не знаем.
3) опять этот акцент на "известный, талантливый, гениальный". Актера вижу. А человека нет...
И размазывание слюны в адрес по сути совершенно незнакомого человека, не члена своей семьи, друга, коллеги...
Кстати, многие и эмоций имеют меньше, когда уходят из жизни те, кто был рядом, чем к актерам и актрисам. Это уже в нейронах - такое внимание к актерам, музыкантам, сценическим лицедеям. А почему? Кто нам посадил на это?
Интересно наблюдать за реверирующей толпой (с Табаковым тут все понятно). А вот народ наш - как под копирку.
0 Ответить
Игорь Ткачев, отвечу, хотя не хотелось бы под такой статьей подобных полемик. Сразу скажу - в дальнейшую дискуссию с Вами на эту тему вступать не буду.
Эта черта - вспомнить ушедшего, поклониться покойнику, проститься с ним - присуща не только нашему народу, это нормальное человеческое чувство. И это очень по-христиански, сказать последнее "спасибо" человеку, который что-то изменил в тебе, подарил свою толику Света, заставил задуматься.
Это отклики сродни букетам, которые несут на прощание, к памятникам. Не все имеют подобную возможность, а желание, я уверена, многие. Просто потому, что люди, что сохранили в себе человеческое.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Елена Гвозденко, "Эта черта - вспомнить ушедшего, поклониться покойнику, проститься с ним - присуща не только нашему народу, это нормальное человеческое чувство."
Совершенно верно, Елена. Кто-то из французских классиков сказал "Память о мертвых - это совесть живых".
Это правда.
Спасибо Вам
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, кстати, мне очень нравится его книга, сразу чувствуется, что писал сам. Его стилистика, его дух, его ирония.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, нет необходимости в расшифровке, что это "нормально", "по-христиански", "по-человечески" и т.д. (разве может быть по-другому?-) Это понятно и так.
Ваш ответ - как ответ на вопрос "Почему летом тепло и светло?": "Почему, почему... потому что солнце светит, чего здесь непонятного???"
Творческих удач Вам.
1 Ответить
Игорь Ткачев, сугубо имхо. Во всём успешный "и в жизни мастак", но ему трошки не повезло с конституцией (телосложением). Эта мелковатость иногда в масть с ролью, иногда не очень.
0 Ответить
Спасибо, Елена, за статью! Душевность, уважение, любовь слышатся в каждой строке.
С уважением и теплом,
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Людмила Белан-Черногор, Совершенно с Вами согласна!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан-Черногор, а сколько душевности он подарил нам, своим зрителям! Светлая память величайшему актеру и педагогу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить