• Мнения
  • |
  • Обсуждения
ШЖ рекомендует
Марина Тихонова Профессионал

«Гоголь. Вий»: на что потратить два часа в кинотеатре?

По заданию редакции «ШколыЖизни.ру» я временно перевоплотилась в кинокритика и отправилась на просмотр недавно вышедшей в кинопрокат отечественной картины «Гоголь. Вий». Для незнающих: это вторая часть трилогии о приключениях бессмертного Николая Васильевича, который встречается со своими персонажами в многострадальной Диканьке. Фильм продолжает сюжет картины «Гоголь. Начало» — как по атмосфере, так и по сюжету. И о нем пока, на удивление, мало плохих отзывов.

Фрагмент постера фильма «Гоголь. Вий», 2018 г. Фото: kinopoisk.ru

Я крайне скептична к российским кинокартинам. Да что уж там, я к ним откровенно предвзята и стараюсь их избегать. Деятелям нашей синематографии отлично даются глубокомысленные и ментальные картины, играющие на струнах широкой славянской души. Но, как водится в киноискусстве, то не хватает глубины, то подводит актерская игра, то просто бюджет распределен некачественно. Всегда найдется какой-нибудь остросюжетный ляп, который портит общее впечатление. «Гоголь» (по моему скромному мнению) не стал исключением.

Как проявились парадоксы характеров?

Такое ощущение, что команда проекта пытается объять необъятное и совместить несовместимое.

Одному из главных, но безликих персонажей — таинственному Всаднику, приписываются исключительно мистические качества, жители сравнивают его с Дьяволом, который хитроумно играет на человеческих слабостях. При этом злодей ощутимо расчетлив и действует продуманно, привлекает союзников и с истинно садистским удовольствием расчленяет попавшихся под руку овец, казаков, женщин, собак — типичный безумный маньяк, активные действия которого сложно сопоставить с хитроумным планом мистических темных сил.

Столь же неоднозначны и другие персонажи. Бомгарт, сыгранный великолепным Яном Цапником, предстает перед нами неудачливым хирургом-алкоголиком, который удивительным образом воскрешает казачью дочь Даринку, в реальной жизни давно истекшую бы кровью от пореза сонной артерии.

Все герои вроде бы хороши, да только каждый имеет свой «ляп». Пламенно влюбленный в Лизу Гоголь с удовольствием целует явно силиконовые губки утопленницы. Богослов Хома Брут оказывается крутым паркурщиком и отличным воином, который почему-то легко сдается, отдав свою жизнь ведьме без боя.

Слишком много парадоксов характера в героях «Вия»: даже непогрешимый и типично праведный кузнец Вакула заявляет о том, что в их семье никогда не врут, но спустя несколько сцен и сам обманывает полисмена Бинха, что не знает о местоположении Гоголя и Хомы Брута.

Чем возмущается зритель?

Кроме удивительных нестыковок в характерах героев, встречаются и откровенные текстовые ляпы.

Все тот же Бинх оглашает «Закон есть закон! Это Россия», после чего темный кинозал взрывается шепотками: «С каких пор Диканька стала Россией, в традиционном ее понимании?» Зрители тут же устремляются к политической ситуации в стране и подбивают патриотическую подоплеку, стремление сыграть на чувствах соотечественников. Я прислушиваюсь к фразам и улыбаюсь — мнение народа без купюр.

Постер фильма
Постер фильма
Фото: kinopoisk.ru

Еще один нюанс: дьявольские силы привлекают для своих целей «невинную душу» — вольного казака Николку, который должен убить другую невинную душу. Но может ли казачий воин быть невинным? Ни для кого не секрет, что донские казаки участвовали в боевых действиях с завидной регулярностью и с особым азартом рубили головы с плеч косыми саблями. Вот и аляповатый Николка, больше похожий на крестьянского подростка, поднося нож к горлу жертвы говорит о том, что «такова доля казачья». Какая уж тут невинность?

Как и первая часть, исполненная в духе тревожно-мрачной «Сонной лощины», «Вий» заставляет больше рефлексировать, чем пугаться. Поэтому отъявленным любителям ужастиков не стоит посещать кинотеатры в поисках острых ощущений. Только одним можно позабавиться жаждущим — хорошо проиграны моменты ожидания: ужасный Вий, появляющийся в конце картины, медленно выступает из тьмы полуразрушенного храма, похрапывает дымом и зыркает огромным глазом в стиле «Ока Сарумана».

Вместо горбатого старца, обрисованного Гоголем в книге, ужасный демон предстает в облике огромной горы с огненными зрачками, которую, впрочем, не так-то сложно уничтожить — достаточно прочесть загадочные слова на «темной латыни» с бумажки, так удачно оказавшейся под рукой Николая Васильевича. Кажется, еще чуть-чуть, и изо рта Гоголя вылетит Патронус и бросится в атаку — слишком явна ассоциация с дементорами, высасывающими душу из жертв.

Да и порой кажется, что половину спецэффектов заимствовали из Гарри Поттера — даже классический зеленый свет в момент убийств и ужас на лицах тех, кто встречается со всадником, вызывает ощущение, что за темным капюшоном скрывается не кто иной, как Лорд Воланд де Морт.

В чем смысл «Вия»?

Вообще создается ощущение, что Вий «приплетен» исключительно ради названия, потому как 99% времени — «песня совсем не о том».

Песня о детективных злоключениях диканьковцев, тесно переплетенных с мистикой. В озерах близ деревни обитают прекрасные утопленницы, в оврагах таятся бесовские силы, они же владеют и сердцами некоторых героев — «нечестивца» Басаврюка, ведьмы Ульяны. Темное живет рядом со светлым, суеверное — с образованным. Но попытки найти какие-то глубинные закономерности легко оборачиваются провалом — половина сцен в фильме ввернута «дня красного словца».

А как же любовь?

Еще одна сюжетная линия — любовная (а куда без нее), заставляет местами улыбаться.

«Гоголь. Вий»: на что потратить два часа в кинотеатре?
Фото: kinopoisk.ru

Дано: молодой, бледный (забеленный до невозможности) и нервозный Гоголь, утонченная, но вполне прямолинейная графиня Лиза, сексапильная утопленница Оксана, которая выглядит здоровее живой графини. Обе претендуют на сердце писателя. Одна изображает усиленное волнение о состоянии Николая, другая регулярно напоминает о своем низком происхождении и до одури боится осинового кола. Обе — чертовски хороши, местами карикатурны, но с обеими быть нельзя.

Зачем тут эта история — а бес его знает! Тот самый, диканьковский.

В чем тайна рождения Гоголя?

Периодами Николай Васильевич падает в обмороки (они же видения), после которых раскрываются планы темных сил, периодически Бинх начинает подозревать его в причастности к убийствам, на месте которых юноша оказывается с завидной регулярностью…

Колесо повествования шатается в разные стороны, отвлекаясь от всадника на Вия и обратно, перемежается с красивыми, но мрачными пейзажами украинской глубинки, спотыкается о странные и неуместные диалоги, стопорится на «флешбеках» видений Гоголя, где он с мучительной тревогой пытается разгадать тайну своего рождения, но ему это так и не удается.

«Гоголь. Вий»: на что потратить два часа в кинотеатре?
Фото: kinopoisk.ru

Мы видим его родителей, потерявших пятерых сыновей, видим безносого «красавца» (по всей видимости, это Смерть в мужском обличье), который предлагает Василию Гоголю темную сделку. Видим мертворожденного Николая и его чудесное воскрешение, но так и не понимаем, чем все это обернется. Видимо, придется ждать лета и окончания проекта.

Но сегодня слишком много загадок, слишком мало ответов.

  • Почему утопленница Оксана так дружелюбна и помогает писателю?
  • Отчего ведьма Ульяна отпускает маленькую девочку, уличившую ее в колдовстве?
  • И кто этот странный человек с вечно виноватым выражением лица, помощник Бинха, так нетривиально напоминающий Чарли Чаплина в своей нелепой шляпе и фраке?

В конце фильма нам демонстрируют трейлер третьей части «Гоголя», которая должна выйти в августе этого года. Трейлер, как всегда, завораживает, но доверия к проекту уже нет: во второй картине так и не появляется обещанный Меньшиков, Гоголь так никого и не спасает, да еще и сам убивает человека.

«Гоголь. Вий»: на что потратить два часа в кинотеатре?
Фото: kinopoisk.ru

Вывод: кино на один раз. За отсутствие Гуро (Олега Меньшикова) обидно втройне.

Но! Красивая операторская работа (местами аж дух захватывает!), красивые девушки и красивые картины сельских традиций, отличные костюмы и декорации, воссоздание атмосферы казачьего стана… Два часа потрачены не зря, хоть и не скажешь, что с большой пользой.

Статья опубликована в выпуске 12.04.2018

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Добрый день!Автору спасибо большое за статью, 5+. Я первый фильм посмотрела на большом экране, очень не понравился,обидно за Гоголя. И сразу решила, что не буду смотреть другие части " шедевра". Не хочется тратить время на такую чепуху. А Марина молодец, выдержала пытку и нас просветила.

    Оценка статьи: 5

    • Гертруда Рыбакова, в таких случаях можно писать ДЕшевра и даже без кавычек будет понятно.
      Создаватели таких фильмов хоЧут обратить знающих толк зрителей в своё ущербное видение жизни и кино. Они цинично считают, что быдло схавает, поведётся на все эти "ужимки и прыжки" со спецэффектами етс. Их надо посадить на самофинансирование только от кассовыъх сборов.

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 12 апреля 2018 в 09:13 отредактирован 12 апреля 2018 в 09:13 Сообщить модератору

    Подожду, пока на торрентах появится, скачаю - можно будет пролистать этот сериал.
    За описание - спасибо. Времени на такое кино сильно жалко.
    Кажется - очередной кич на историческую тему(с примесью чертовщинки)? Посмотрим...
    А что до "русского кино"...
    В советское время наши "творцы", будучи закованными в тенета, делали отличные и добрые фильмы.
    Когда им развязали руки, оказалось, что, кроме чернухи, в их душах ничего не оказалось.
    Но гротеск типа "Особенностей национальной охоты.", "...рыбалки", etc - лично мне нравятся.
    Когда все узнаваемо - хотя и преувеличено... этак раз в 200.

    Оценка статьи: 5

  • «Закон есть закон! Это Россия» Бинх
    Суровость российских законов искупается необязательностью их исполнения. Екатерина II.

    Дама лучше знала страну, которой управляла.

    Оценка статьи: 5

    • Марк Блау, ну почему Вы так ненавидите свою бывшую страну проживания? Что не соврамши про нее, вроде как, не можете???
      Ну какая Екатерина Великая?
      Не то Вяземский, не то Салтыков-Щедрин... Не то вовсе - переделка из французского или английского.
      Не считайте себя равным английскому фейкомету почти что 500-летней давности, превратившего Ивана Грозного для европейских читателей в "Ивана Ужасного"...

      Оценка статьи: 5

  • Послание принято. Не смотреть.

    Оценка статьи: 5

  • Статья, похоже, интереснее фильма... Спасибо, сэкономлю время и деньги.

    Оценка статьи: 5

  • = Не читал, не смотрел "Вия", но осуждаю. = Фантези и лавры Гоголя не давали покоя Булгакову и он в красках расписал полёты Маргариты на дворницкой метёлке.
    Оценка :5 "испытательный срок" кинокритика ШЖ продолжить.