Как правило, это были существовавшие в его время улицы, площади, здания. Но как художник может творить без фантазии? Не получается! А что выходит из-под его кисти? Это может быть и фантастический вид города, то есть такой, на котором все — вымысел. Это может быть и автопортрет на фоне городского пейзажа, где и пейзаж существовал только в воображении художника, и автопортрет сходен с оригиналом только в очертаниях фигуры и лица.
Мы стоим перед картиной Бернардо Белотто по прозвищу «Каналетто», которая называется «Архитектурная фантазия с автопортретом в костюме посла Венеции».
Роскошный парик, богатый малиновый плащ, сверкающая золотом накидка на левом плече — видимо, так выглядел посол Венеции в те годы. И все это — на фоне сложнейшего архитектурного сооружения: мостовой переход на высоте около пяти метров, длиннейшая колоннада с галереей…
Жест посла (то есть самого художника) — как бы приглашение посмотреть на его творение. А кто сопровождает художника? Искусствоведы пишут, что за ним стоит его верный слуга Чеко, рядом — пожилой аббат с папкой, в которой (можно предположить) лежат эскизы.
Этому художнику есть чем похвалиться: он очень рано стал востребованным.
Его мать звали Фьоренца Доменико Канале, отца — Лоренцо Белотто. Имя, данное будущему художнику при крещении: Бернардо Франческо Паоло Эрнесто. А приставка «Каналетто», видимо, была данью почтения к матери. Фьоренца была старшей из трех сестер венецианского художника Антонио Каналетто, который писал красочные виды Венеции и регаты.
Бернардо родился в 1722 году, в возрасте 13 лет стал заниматься живописью в студии своего дяди и настолько усвоил его живописные приемы, что до сих пор для искусствоведов проблематично определение авторства: кто писал — дядя или племянник?
В возрасте 16 лет Бернардо становится членом гильдии художников в Венеции. Он занимается не только живописью, он еще и гравер, и печатник. В 1745 году (художнику 23 года!) от выполняет два вида Турина для Карла Эммануэля III, короля Сардинии и герцога Савойского. Это были первые заказанные работы, они были подписаны с указанием «Каналетто II», как бы подчеркивая связь с известным дядей.
В 1747 году Белотто покидает Венецию и поступает на службу к Августу II, который был и правителем Саксонии, и королем Польши. В 1748 году он получает звание «художник двора». Он пишет виды Дрездена и пригородов Пирны (города в Саксонии): 14 больших панорам Дрездена и 11 Пирны — в течение шести лет с 1747 года. Эти картины невозможно было приписать его дяде.
1758−1761 год, Вена. Тринадцать больших полотен с видами достопримечательных мест Вены были написаны для императрицы Марии Терезии: ее дворцы и здания, построенные по ее планам.
В 1761 году благоденствие закончилось, живописцу пришлось добывать хлеб преподаванием в королевской академии искусств в Дрездене, заниматься гравюрами. Он делает множество уменьшенных копий со своих картин (при помощи и участии своих учеников). Тогда же он пишет два необычных вида военного Дрездена и большое количество фантастических ведут.
В 1766 году Белотто со своим сыном принимают решение отправиться в Россию ко двору Екатерины Великой. Но по пути он прибывает в Варшаву, где ему сразу же предложили должность художника при дворе польского короля Станислава II Августа Понятовского.
Четырнадцать последующих лет он жил при дворе в спокойствии и достатке. Результат — 26 полотен с видами Варшавы, которые украсили «Зал Каналетто» в королевском дворце. Эти полотна, выполненные со скрупулезной точностью, были использованы в процессе восстановления Варшавы после Второй мировой войны.
Художник умер в Варшаве 17 ноября 1780 года, его могила не сохранилась Сегодня на некоторых улицах Варшавы можно увидеть репродукции фрагментов его картин.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...