Именно так танцуют балерины — с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног. Самые первые балерины при этом часто травмировались, поскольку танцевали босыми и на ступню приходилась значительная нагрузка. Поэтому была придумана специальная поддерживающая обувь.
Появление первых пуантов датируется началом XIX века. Они представляли собой обычные туфли, в которые вкладывалась мягкая ткань. Это помогало избегать травм и уменьшить нагрузку на ступню. Позже в качестве танцевальной обуви начали использовать жесткие кожаные сандалии, закрепляемые на ноге с помощью пришитых ремней.
Пуанты — важнейший рабочий инструмент артистов балета, современная прима-балерина за один сезон использует несколько сотен пар этой обуви, в среднем около трёхсот. За один спектакль солистка иногда меняет их по три раза.
Балетные туфли с виду кажутся простой и не трудоемкой в изготовлении обувью, но это не так. Современные пуанты состоят из 54 деталей, которые, будучи собраны в готовый пуант, должны идеально облегать колодку.
Пуанты состоят из трех частей:
- Верхняя часть — несколько слоев атласа и подкладочная ткань с внутренней стороны.
- Жесткая подошва, изготовленная из натуральной кожи.
- Коробочка из нескольких плотно склеенных слоев ткани — то место, куда помещаются пальцы. Эту часть иногда называются «стаканом».
Достаточно твёрдый носок — «стакан» — считается самой важной частью пуантов, его делают из нескольких слоев мешковины и текстиля, наклеивая ткани послойно, одну за другой. Клей для этого изготавливается из натуральных компонентов. Сырая заготовка надевается на колодку, где ей придаётся нужная форма, затем пуант полируется специальным молотком, чтобы убрать выступающие швы.
Атлас на верхней части пуантов должен быть достаточно прочным, чтобы долго не протираться, и в то же время податливым, чтобы идеально облегать стопу. Для верха используется также бязь — как самая гигиеничная ткань. Оба вида ткани хорошо пропускают воздух и легко принимают нужную форму.
При производстве качественных пуантов используются исключительно натуральные и безопасные материалы, способные поглощать влагу. Ведь зачастую солистка за спектакль «наматывает» более 10 километров! Если использовать дешевую обувь из искусственной ткани, то она будет натирать ногу, появятся мозоли и другие проблемы.
К многослойному верху пришивается подошва, вырубленная из натуральной кожи. Верх и низ пуантов сшиваются особым однониточным швом — ниткой, предварительно обработанной пчелиным воском и канифолью. При этом все размеры выверяются и подгоняются с максимальной точностью. Качественно сшить верх обуви и подошву на швейной машинке практически невозможно.
На сборку одной пары танцевальных туфель уходит до одного часа времени работы мастера, при этом выполняется более 50 операций. Чтобы лучше чувствовать колодку и ткань, мастера собирают туфельки не на столе, а на собственных коленях. Для проверки готовую пару надевают на колодку — она должна стоять без поддержки.
После проклейки пуанты необходимо прошить, что увеличивает срок их эксплуатации. Этот процесс занимает также много времени, все швы должны быть аккуратными.
На заключительном этапе пуанты сушат 16−18 часов в камере с температурой 40−45 °C. Ленточки, которые закрепляются на уровне боковых швов, пришивают к пуантам, как правило, уже сами балерины.
Все туфли отличаются по форме, прочности, длительности ношения, нет двух одинаковых пар. Танцевальная обувь должна выдерживать огромную нагрузку. Качественная балетная обувь стоит около € 30−50 за пару.
Ручное шитье не позволяет изготавливать большое количество пуантов, поэтому хорошая балетная обувь высоко ценится на мировом рынке. Большинство обувщиков, которые специализируются на производстве балетной обуви, нередко изготавливают ее под заказ — под потребности и особенности того или иного артиста. Пуанты должны плотно облегать стопу, но не пережимать её. Поэтому танцевальная обувь подбирается точно по форме и размеру стопы каждого танцора.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...