Композиции становились короче, появились каверы (на Гершвина, SHADOWS, ABBA), чаще стал использоваться вокал. Хотя Олдфилд долгое время вообще не писал песен, звук человеческого голоса (особенно женского) ему очень нравился.
Майк Олдфилд: «Для меня голос — это ещё один инструмент. Мне нравится женский вокал, потому что у него совсем другой ритм».
Настоящей находкой для Майка стала шотландская певица Мэгги Райлли, обладающая пронзительным и чистым голосом — казалось, что он парит над остальной музыкой в каких-то неземных сферах.
Переломным стал альбом 1982 года «Five Miles Out», для которого Олдфилд сочинил свои первые поп-песни. Надо сказать, что композитор всегда относился к своим поэтическим талантам скептически, частенько пользовался «Словарём рифм» и следовал принципу «достаточно начать, закончить тоже можно». Тем не менее «Five Miles Out» стал самым успешным альбомом Олдфилда со времён «Ommadawn».
Майк Олдфилд:
Помню один разговор с Ричардом Брэнсоном, он тогда сказал, что сейчас нет потребности в длинных инструментальных произведениях, наоборот, нужны короткие композиции. Если у тебя есть хороший хит, который звучит по радио, весь мир купит этот альбом, и мы заработаем целую кучу денег.
Тем не менее какое-то время Олдфилд пытался найти «золотую середину», отводя одну сторону пластинки под инструментальный опус, а вторую — под более короткие и коммерческие музыкальные хиты.
Песен на альбоме «Five Miles Out» было ровно две. В первой — «Family Man» — Райлли поёт о некой женщине легкого поведения, которая настойчиво пытается соблазнить мужчину. Но тот оказывается крепким орешком и в ответ на все уловки твердит лишь одно: «Оставь меня в покое, я семейный человек».
Интересно, что оригинальный сингл «Family Man» имел гораздо меньший успех, чем кавер, записанный в том же году группой Hall & Oates (№ 6 в США, № 15 в Британии). Кроме ироничного клипа новая версия содержала дополнительный куплет, где мужчина всё же решается на измену, но слишком поздно — женщина к тому времени уже уходит.
Вторая песня — заглавная «Five Miles Out» — была вдохновлена неприятным опытом полёта группы Олдфилда на небольшом самолёте, когда неопытный пилот завёл их прямиком в бурю. Основной вокал снова принадлежал Мэгги Райлли, но мы можем услышать и самого Майка. Это его искажённый вокодером голос имитирует переговоры лётчика с диспетчером. Кстати, композитор давно был неравнодушен к лётному делу и вскоре получил лицензию пилота.
Из интервью с Майком Олдфилдом:
— Что означают цифры «Static 18» и «Automatic 18» в песне «Five Miles Out»???
— Если вы посмотрите на обложку альбома «Five Miles Out», то увидите что на самолете написано BEECH 18. Если радиосвязь прервана, то командный центр сообщит в эфир ваши позывные. Строчку «Lost In Static 18» я придумал, сидя в баре! В то время записывал всё, что может относиться к самолетам, а потом сделал из этого стихи.
Но настоящий коммерческий прорыв случился со следующим альбомом под названием «Crises» (1983). На нём был главный суперхит Олдфилда — «Moonlight Shadow», знакомый даже тем, кто никогда не слышал о «Tubular Bells».
Несмотря на приятную мелодию и чарующий голос Райлли, содержание песни было мрачноватым. Девушка пела о своём возлюбленном, убитом у реки в лунную ночь. Некоторые слушатели даже подумали, что речь идёт об убийстве Джона Леннона. Однако другие логично указали на то, что «улики не сходятся». Во-первых, в ночь убийства Леннона было новолуние, во-вторых, в него стреляли четыре раза, а в героя песни — шесть. Сам автор говорил об этом так:
В тот вечер, когда он был убит, я как раз прилетел в Нью-Йорк и остановился в здании компании «Virgin» на Перри Стрит — это всего в нескольких кварталах от Дакота Билдинг, где всё и случилось. Может быть, всё это осталось в моём подсознании.
Изначально меня вдохновил один из моих любимых фильмов — «Гудини» с Тони Кертисом. Это фильм о многочисленных попытках установить спиритический контакт с Гудини после его смерти. Первоначально песню я написал под влиянием этого фильма, но неосознанно туда могли попасть много других мыслей.
Вопросы вызвала и строчка «Оказавшийся в гуще из ста пятерых…» — мол, почему «сто пять»? На это Олдфилд ответил, что ему было нужно любое большое число людей, а «hundred and five» рифмовалось лучше всего.
Песня «Moonlight Shadow» стала № 4 в Британии и самым успешным синглом Олдфилда в коммерческом плане. Каверов на песню было записано великое множество (для разнообразия упомяну танцевальные версии от GROOVE COVERAGE и ROXETTE, нежные — от BLACKMORE’S NIGHT и Даны Уиннер, металлические — от PATHFINDER и The RINN, инструментальную — от «старичков» The SHADOWS). Даже сам автор не смог удержаться и в 1998-м выпустил песню «Man In The Rain», весьма смахивающую на свой же хит 1983 года. Впрочем, у Олдфилда с его симфоническим мышлением подобные самоцитаты встречаются сплошь и рядом.
Кроме «Moonlight Shadow», альбом «Crises» отметился и другими отличными композициями — расслабленной «Foreign Affair», реггиобразной «In High Places» и истеричной «Shadow On The Wall». Последнюю спела уже не Райлли, а мужчина — Роджер Чапмен. Его попытка передать голосом состояние запуганного и отчаявшегося узника всегда производит на слушателя неизгладимое впечатление.
В январе 1984 года Олдфилд выпускает внеальбомный сингл «Crime Of Passion». На этот раз песню исполнял Роберт Палмер, а героями клипа стали оживающие куклы (да и сам Майк играет на гитаре, как заведённый робот).
Очередной альбом — «Discovery» (1984) — на мой взгляд, стал последней удачной работой Олдфилда в направлении поп-музыки. Его сопровождал выход двух синглов — «Tricks Of The Light» и «To France».
Последнюю композицию я вообще считаю лучшей песней композитора. В ней снова звучат излюбленные Майком кельтские фолк-мотивы, а хрустальный голос Мэгги Райлли вообще выше всяческих похвал. Судя по всему, речь в песне идёт о Марии Стюарт. Той самой, которая успела поцарствовать, как в Шотландии, так и во Франции. А вот в Англии ей это сделать не удалось — Елизавета I быстренько отсекла претендентке на трон голову.
Перевод с сайта mike-oldfield.ru:
Ветер несёт корабль
Через белые воды
Прочь от островов.
Но разве ты не понимаешь —
Ты никогда не вернёшься во Францию,
Мэри, ты рисковая королева, но они настигнут тебя…
Разумеется, сингл с таким названием не мог пройти мимо внимания французов, которые вознесли песню на вершину национальных чартов. Да и по количеству каверов «To France» не сильно уступает «Moonlight Shadow» (см. версии BLIND GUARDIAN, LEAVES' EYES, Лиз Кей, Нольвенн Леруа, Ким Уайлд — да и сама Райлли перезаписывала свой хит не раз). Есть у этой песни и русскоязычная версия «Маленький остров», на мой взгляд, очень удачная и прекрасно исполненная Мариной Капуро.
Иногда из «To France» брали только фолк-проигрыш. Например, группа YAMBOO просто вставила его в свою песню «Bailamos (Come With Me)». А группа SANTIANO пошла дальше и создала на основе этого фрагмента суровую композицию «Lieder der Freiheit» («Песни свободы») с оригинальным немецким текстом и «пиратским» клипом в придачу.
Последующие альбомы Олдфилда становились всё более попсовыми и малоинтересными. В конце концов, это надоело самому автору, и он снова решил вернуться к инструментальной музыке. В 1990 году он выпускает вызывающе некоммерческий альбом «Amarok», где при помощи Азбуки Морзе посылает руководителя «Virgin» на четыре английских буквы.
В начале 1990-х Олдфилд разрывает контракт с лейблом и с этих пор занимается тем, чем хочет. То запишет пару продолжений «Tubular Bells», то спокойный эмбиент-альбом «The Songs Of Distant Earth», то кельтский «Voyager», то симфонический «Music Of The Spheres», а то и привычную поп-песню.
Спасибо, кое-что новое-старое почерпнул.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mike Mike,
Пожадуйста.
0 Ответить