Впрочем, и на далеких от церковной жизни людей колокольный звон всегда производил глубокое впечатление великолепием своеобразной музыки.
Множество примеров органичной включенности звонов в повседневную жизнь человека, четкого понимания смысла звона мы видим в русской художественной литературе XIX — начала XX вв. Но зачастую, не понимая этого смысла, не обращаем внимания на такие примеры, чем обедняем свое восприятие произведения. Научиться же понимать язык колокольного звона достаточно несложно — если приложить некоторые усилия. Следуя примеру одного из авторов «Школы Жизни», в статье «Как научиться понимать классическую музыку?», давшего «ключи» к пониманию музыки, предлагаю вниманию читателей нечто вроде «азбуки» колокольного звона.
Своеобразие звона определяется, прежде всего, тем, что каждый колокольный ансамбль уникален — индивидуальны (как личности!) колокола, их невозможно «настроить», обеспечить соответствие правильном звукоряду. Для каждого набора звукоряд оказывается особым. Комплекты колоколов формировались при каждом храме веками, и с приобретением нового колокола звон менялся, иногда — весьма ощутимо. Соответственно и «голос» каждого храма был особенным, без труда узнаваемым.
«Базовый» комплект колоколов на звоннице или колокольне должен был состоять из трех групп колоколов — больших, средних и малых. Больших колоколов могло быть несколько — по назначению: праздничный, воскресный, полиелейный и вседневный. Большие задавали фон звона. Средние — альты — вели мелодию, а малые — подзвонные и зазвонные — создавали мелкие ритмические фигуры.
Чем больше было колоколов на колокольне или звоннице, тем богаче оказывался звон. И тем свободнее могли чувствовать себя звонари в части составления новых схем звонов, либо в импровизации на малых и средних колоколах. Но — тем более слаженным должен был быть ансамбль звонарей, тем более изощренные требовались система развески колоколов, дополнительное оборудование.
Многовековая практика использования колоколов в русской церкви сформировала четкую систему звонов, их жанров — на основе церковного устава создала некие правила, канон. Жанр звонов, таким образом, определялся назначением их и характерными особенностями исполнения.
По характеру звона человек, например, понимал тип совершаемого богослужения, определял значительность приходящегося на конкретный день праздника, а также момент службы. Звон сообщал о происходящем в приходе событии — встрече архиерея, значительного чиновника, свадьбе или погребении.
Современная типология звонов следующая. Звоны разделяются на сигнальные и художественные. К первым относятся набат и благовест, ко вторым — перебор, перезвон и трезвон.
Набат — частый звон в один колокол — сообщает о каком-то происшествии. Благовест призывает прихожан к богослужению. При благовесте ударяют в один колокол. Различают также большой благовест — когда ударяют несколько раз в большой колокол, как при обычном благовесте, а затем поочередно в остальные.
Именно большой благовест развился в художественный звон в два и более колоколов. Различаются перебор и перезвон. Перебор — погребальный звон — выполняют однократными ударами в каждый колокол, от малого к большому, «по кругу». Перезвон — поочередные удары в обратном перебору порядке, от большого к малым, от одного до семи ударов в каждый колокол, завершение перезвона обычно — удар во все колокола.
Трезвон — это идущие подряд три удара в несколько колоколов. Он бывает великий, средний и красный. Трезвоном великим и средним отмечались особые дни — например, царские, или дни памяти местночтимых святых. Пасхальный трезвон — красный — это тот звон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении от Пасхи до Вознесения.
Звонари, производя звоны, должны были руководствоваться каноном. Но, комбинируя разные виды звонов, они имели возможность создавать особые колокольные мелодии — чуть ли не концерты.
Церковная жизнь давала и дает для этого достаточно оснований. Например, крестные ходы сопровождает сложный колокольный звон, в котором благовест в один колокол сменяется благовестом в несколько, затем начинается трезвон.
Своеобразием отличается звон в Пасхальную ночь. В определенные моменты службы ударяют один раз в один колокол (возможно — от малого до великого), на последнем возгласе совершают общий удар во все колокола. Так выражается подобающее случаю ликование, которое переживают участники богослужения.
Составлялись и составляются особые праздничные звоны в честь особых же случаев. В этих звонах, порой достаточно сложных, используются все те же простые виды звонов, в различном порядке. Темп отчасти задается назначением звона и традицией, отчасти — техническими особенностями больших колоколов (на один удар языком в две (либо в одну) стороны колокола большого должно приходиться некое определенное количество ударов в колокол второй, соответственно — это число ударов должно быть согласовано с ударами в третий колокол, и так далее).
Научившись различать в звоне колокольного ансамбля голоса отдельных групп колоколов, чувствовать темп и отмечать составные части «мелодии», грамотный слушатель впоследствии сумеет эту разъятую на части гармонию объединить, и тем полнее окажется его впечатление от услышанного.
А дальше, возможно, вы научитесь за звоном чувствовать и исполнителей, отмечать моменты их импровизационного порыва. И это подарит вам сильные и красивые духовные переживания.
Простите, я маленько позно прокомментирую.
Я приложу не звукозапись, а обучающие видео для звонарей
0 Ответить
хорошо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К таким статьям хорошо бы ещё и простенькую звукозапись прилагать
0 Ответить
Удивительно, Люба, сейчас кинула на сайт свою подборку про колокола - и мне тут же прислали ссылке на вашу статью. Почитала - и ощущение такое, будто мы с вами цикл задумали вместе - нет повторений, одно дополняет другое...Беру ее в закладки, а вас - в рекомендованные авторы.
0 Ответить
Спасибо, Лана.
0 Ответить
Очень хорошая статья. А я вот слышал по телезвизору, немцы придумали машину для колокольного звона, и Пётр Первый её у них купил.
0 Ответить
РОстовские малиновые перезвоны! Какое чудо! Стояла минут 30 наслаждалась в Ростове Великом. Напротив моего дома на горе стоит собор Сергия Радонежского. Благовест каждый день слышу - такаЯ благодать разливается... Очищение прям какое-то...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А когда у нас в 1987 году на Дне города первый колокольный концерт дали - народ одурел. Во-первых, слушать большие колокола вблизи, у самой звонницы, - мука, очень громко, просто оглушает, младенцы орать начинают. Во-вторых, когда издалека слышишь - расстояние скрадывает, скрывает часть звука. А уж каково звонарям там, на звоннице..
Маленькие колокола, на маленьких колокольнях, при приходских церквах - ближе и по звучанию, и по возможностям управления - к настоящей музыке, их слушать приятнее.
0 Ответить
Много читал на эту тему 5, но ваш материал прочитал так же с интересом, спасибо...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Побуду занудой
Люба, перечитайте. Вместо точек есть запятые, недоставленные кавычки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тыкните пальчиком. Перечитала - вроде, нет на солнце пятен. Одну фразу разделила на две - для благозвучия и краткости выражений... Ничего больше не вижу. Все кавычки сосчитала...
0 Ответить
Люба, хихихи. Это я просто не к той статье коммент забацала... Одновременно её с родословной читала. Проследуйте туда
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ааа. Они обе еще не готовые, потом буду читать. Спасибо.
0 Ответить
Ой, Люба, с именинами!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ой, да! И вас тоже!
0 Ответить
Спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Точно, с Верой-Надеждой-Любовью и с мать их Софьей. А вчера, вроде, людмилы были?
Люба, я очень мало знаю о звоне. Слышала, что удары они считают блинами. Бой блин-блин-полублин. Где еще почитать?
0 Ответить
Большое спасибо.
О колоколах и звонах - о ростовских
вообще все - на сайте Игоря Коновалова
0 Ответить
Самое интересное в статье это типология звонов. Я, к примеру, узнал для себя кое-что новое и полезное. Спасибо 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, познания расширила.
У нас с одной стороны Князь-Владимирский собор (его редко слышно), с другой - собор при резиденции Алексия, с третьей - Петропавловка. Звонят все красиво! С четвертой у нас, правда, соборная мечеть, но муэдзина не слышно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А хасиды рядом не пляшут?
0 Ответить
На Петроградской есть все, что есть в мире, кроме синагоги и вокзала
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У нас колокола на Соборе каждый час проигрывают какую-то очень сложную и громкую мелодию. Если находишься рядом - даже трудно выдержать, а как там живут люди в соседних домах - уж и не знаю. А в праздники то и вовсе хоть беги.
Наверное это потому, что я некрещеная
0 Ответить
В 1929-30 гг. и крещеные просили отменить звоны - мол, спать не дают.
У вас , видать, уж больно стараются. Собственно же для служб, вот у нас поутру позвякали на колокольне церкви на соседней улице, а от монастыря у озера - ничего и не слыхать, на соборной звоннице чаще лишь для туристов звонят, или для концертов.
А скорее, у вас там колоколенные часы такие.
Сочувствую.
0 Ответить
Набор букв не несёт никакой информации неграмотному человеку.
Набор звуков уже вызывает какие-то ассоциации или воздействует на подсознательном уровне даже на животных. Музыкальная же грамотность равносильна письменной грамотности.
Эта статья - азбука. 5.
0 Ответить
Я еще и картинку вставила.
0 Ответить