Так вот, согласно Хоренаци, род армянский идёт от одного из сыновей Ноя Иафета, и спускаясь далее по списку, мы и приходим к Геламу.
«Иафет родит Гамера; … Торгом родит Хайка; Хайк родит Араманеака; … Амасия родит Гелама; Гелам родит Харма; Харм родит Арама; Арам родит Ара Прекрасного.»
И далее, рассказывая о расселении потомков Хайка (это легендарный прародитель армян), Хоренаци отправляет Гелама на берега озера, откуда и появились местные топонимы — Гегамские горы, Гел (г)амское море, и человеческие поселения — Гегаркуник. Такая вот этимология. Хочешь верь — хочешь не верь.
Севан
Современные учёные, расшифровывая клинопись на камне, найденном на берегу озера, выводят название Севан от урартского «суниа» — «озеро».
Тюрки, которые появились здесь уже в XII веке называли озеро Гокча, или Геокчай, что означает «голубая вода».
Ну, а современное название Севан можно объяснить, например, по цвету стен монастыря. Современное армянское «сев» («черный») + «ванк» («монастырь») = Севан.
В общем, что такое Гегаркуник, надеюсь, всем теперь понятно. Место и нынче, как говорится, «зачётное», таким же оно было и раньше, ибо Севан существует не менее 10 тысяч лет, начиная с голоцена (эпохи четвертичного периода, длящейся последние 12 тысяч лет вплоть до современности).
Однако нас больше интересует Средневековье, когда на эту местность упал взгляд поднимающейся династии Багратуни. Именно тогда, с целью укрепления своих позиций, многомудрый Ашот Багратид выдал свою дочь Софи за князя Васпуракана Григор-Дереника Арцруни, а вторую дочь — Мариам, за князя Гехаркуника Васака Габура из рода Сюни.
Гехаркуник в то время составлял часть Сюника, а Сюник был одним из самых сильных княжеств Армении, и в качестве союзника Багратидам был совсем не лишним. Так же как и Васпуракан. Именно Ашот стал благодетелем нового монастыря. В 882 году он пожаловал ему земли и подарил настоятелю монастыря Маштоцу драгоценный литургический крест византийской работы. В результате этих подготовительных манёвров Ашот и стал в 885 году царём новой Багратидской Армении.
Надо учесть, что Армения в то время была под арабами, и можно предположить, что покровительство монастырям давало армянским князьям определённые привилегии и доходы. Особенно учитывая, что Гехаркуник лежал на путях международной торговли.
Понятно, что монастыри были, как это любят отмечать, центрами культуры и духовности, но всё же не стоит преувеличивать эту их роль с точки зрения светских правителей. А вот как геоэкономические и геополитические центры — это да. И как средство влияния на массы и проводников вполне определённой политики в пользу ктиторов — это понятно.
Тем более что княгиня Мариам обратилась с просьбой основать монастырь не к кому-нибудь, а к Маштоцу Егивардеци (будущему католикосу), который прославился своим благочестием. И фраза, которую приводит автор «Жития Маштоца», в обоснование этого благого дела: «для спасения души ее мужа Васака» — это всего лишь типовой средневековый фразеологизм. Однако дело закрутилось, и между 871 и 874 гг. первые церкви монастыря св. Апостолов были на острове построены.
То, что мы видим сейчас, это не обязательно те самые, но родом они всё равно из того времени.
Ну вот, историю мы немного осветили, и хватит. Расскажу-ка одну забавную ситуацию, которая случилась с нами в последнее посещение этих мест.
Подъехали мы к озеру (а были вместе с женой и старшим сыном) и стали искать местечко, где встать с палаткой. В предыдущий раз мы стояли в парке, у самого берега озера, и это было прекрасно.
Осень, активный туристский сезон уже завершился, в парке тишина, красота, безлюдье. Только чистое небо и яркие краски осени из нашей палатки видны.
В этот раз тоже осень, и народу уже мало, но вот почему-то дорогу нам преградил выросший с предыдущего визита забор. Мы туда-сюда — нет прохода. А за забором — наши освоенные в прошлом путешествии места, и очень хочется палатку именно там поставить.
Была мысль через забор махнуть — что нам стоит, старым туристам, тоже мне препятствие. Но что-то отвлекло, и мы, как нормальные герои, пошли в обход. Нашли место, определенное специально для таких, как мы, диких туристов, что-то заплатили за постой (мелочь какую-то, недорого), поставили палатку. И разговорились с хранительницей территории.
Спрашиваем: а что за забор, кто поставил, зачем? А она нам и говорит: а это дача Президента нашего, охрана там, все дела…
В 2013-м какие-то зачатки забора уже были, но доступ к берегу в том месте озера был свободный. Представили мы международный скандал, который мог бы случиться, перелезь мы втроем через этот самый забор на дачу армянского президента…
…Ну, а теперь давайте посмотрим пейзажи Севана и местные достопримечательности.
Севанаванк
Церкви здесь были построены в 871−874 годах по инициативе и на средства князей Сюни и Багратуни при содействии Маштоца Егивардеци, будущего католикоса.
На протяжении веков церкви разрушались и перестраивались, последний монах покинул остров в 1930 году, и вряд ли кто сейчас с уверенностью скажет, какая из двух оставшихся сурб Аракелоц, а какая сурб Карапет или сурб Аствацацин. Да и надо ли об этом думать, когда вокруг замечательные пейзажи, краски и ракурсы. Вот и я не думал.
Но неожиданно наткнулся на место, которое таки вызвало вопросы. Это оказалась семинария.
Она расположена под горой слева, и сразу её даже и не заметишь. Но так случилось, что мне пришлось познакомиться и с ней, и с её обитателями. Причина была проста — я пришёл к ним в надежде найти воду, чтобы вскипятить чай (в походах я всегда на самообеспечении). Обычно около монастырей всегда есть облагороженный источник и вода отличного качества. На Севане с этим сложней.
Зашли в помещение. Пока жена с сыном бегали искать настоятеля, я осмотрелся и пофотографировал. Всё очень аскетично, чисто, прекрасный вид из огромного окна на озеро, на стенах картины, а рядом комната с надписью «Интернет». Кстати, с интернетом в Армении у нас проблем не было. Даже в отдаленных ущельях была и связь, и доступ к сети.
Эта семинария называется «Вазгения» по имени католикоса Вазгена I (1955−1994), который и был её крёстным отцом. Она начала работать в 1990 году, а новое здание построили в 2002.
Первая и единственная семинария всегда была в Эчмиадзине. Как я потом узнал, не столько сложно поступить (при поступлении сдают историю, русский язык, армянский язык, литературу, музыку и пение), сколько дойти до выпускных экзаменов. По воспоминаниям тер Хосрова («тер» — это уважительное обращение к священнику, равнозначное русскому «отец»), который учился в Эчмиадзине, курс обучения длится 6 лет, а на седьмой год — экзамены. Из 356 желающих принято было 51, окончило 10, и только 4 стали священниками.
В общем, Севанаванк — место интересное и красивое. И конечно же, туристическое. Закупиться сувенирами здесь легко и просто.
Можно купить нарисованную при вас картину или все, что душа пожелает, на прилавках рынка на площади перед монастырем.
Айриванк
Если поехать вдоль западного берега Севана, то можно приехать в так называемый монастырь Айриванк. Почему так называемый? Наверное, потому, что здесь на мысу с трудом уместилась лишь небольшая старинная церковь IX века и пристроенный к ней в начале XIII века гавит.
Где тут мог бы разместиться собственно монастырь, не очень понятно, ну да и Бог с ним. Зато виды на Севан и окрестности с возвышенности вполне интересные.
Норатус
Едем дальше и вскоре приезжаем на о-очень большое кладбище. Называется это каменное поле Норатус.
Я, однако, совсем не любитель кладбищ, хотя какому-нибудь любителю эпиграфики здесь может быть интересно. Камней много, есть и хачкары, и современные памятники самых разных фасонов. Можно взглянуть для общего развития, но не более.
Ну, а мы двинемся дальше. Наш следующий пункт — область Тавуш, монастыри Агарцин, Макараванк и менее известные, куда только такие упертые туристы, как мы, добираются.
А если вы пропустили предыдущую статью про знаменитый монастырь Татев и пещерный город Хндзореск, то вам сюда.
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!