Писатель отзывался о фильме как о «красивой машине с умершим движком». Впрочем, Кинг вообще редко хвалит адаптации своих трудов, сделав свое «благословение» бесценным, учитывая огромное количество фильмов и телесериалов, снятых по его книгам.
После «Барри Линдона» Кубрик искал новый материал, читая новинки книжного рынка. Книги прибывали в офис режиссера пачками, и секретарша всегда знала, когда книга «не зашла» Кубрику, заслышав характерный звук удара томика об стену. Когда спустя два часа нахождения в руках режиссера «Сияния» Стивена Кинга характерного звука не последовало, секретарша поняла, что сюжет найден. К слову, «Сияние» — это первая книга Кинга, исключенная из списка школьных библиотек. Всё благодаря образам испорченных родителей.
Началось всё с того, что, прежде чем нанять себе в соавторы некую Дайан Джонсон, Кубрик отверг киносценарий, написанный самим автором. По мнению режиссера, текст Кинга был слишком буквальной адаптацией романа и отчаянно «косил» под традиционный хоррор, которых режиссер не выносил. Кандидатуру Джонсон режиссер рассматривал, прочитав ее роман «Тень знает», а когда узнал, что Дайан еще и доктор готических наук, то определился окончательно.
Впоследствии и Джек Николсон, и его партнерша по фильму Шелли Дювалл открыто выражали свое недовольство тем, что критики и зрители приписывают успех картины только режиссуре, забывая о стараниях актеров и других членов съемочной группы, о писательском таланте Стивена Кинга. И Николсон, и Дювалл признались, что лента стала для них настоящим испытанием на прочность.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Кинг и здесь вставил свои пять копеек: одобрив полностью кандидатуру Николсона на роль Джека, Кинг был совершенно не согласен с тем, как Дювалл изобразила Венди. Кинг нарисовал в книге образ глуповатой блондинки, бывшей предводительницы школьной команды болельщиц, которая никогда прежде не сталкивалась с настоящими проблемами. По мнению писателя, Дювалл выглядела слишком ранимой, словно уже через многое прошла, отчего образ получился диаметрально противоположным задуманному.
Несмотря на требовательность Кубрика, Николсон утверждал, что сумел наладить с режиссером хорошие отношения. А вот Шелли Дювалл этого сделать не удалось, отчего актриса страдала от нападок деспотичного творца ежедневно. Иногда Кубрик буквально выходил из себя, заявляя ей, что она тратит время всех присутствующих.
Позднее Дювалл признавала, что таким образом Кубрик пытался выжать из нее максимум (режиссер вообще старался всех членов съемочной группы настроить против актрисы, чтобы она полностью погрузилась в состояние безнадеги). На съемках фильма у актрисы случился нервный срыв, она буквально валилась с ног от усталости, и у нее даже начали редеть волосы. Тем временем во всех своих интервью Кубрик очень хорошо отзывался об актрисе, заявляя, что Дювалл прекрасно справилась с задачей.
В период съемок фильма Николсон сожительствовал с Анжеликой Хьюстон. Последняя рассказывала, что Джек проводил на съемочной площадке весь световой день, а благодаря известной манере Кубрика репетировать одну и ту же сцену до упада, актер возвращался домой глубоко за полночь и, не раздеваясь, просто падал в кровать, мгновенно засыпая.
Чтобы настроить Джека Николсона на нужный лад, ему к завтраку на съемочной площадке подавали исключительно сандвичи с сыром, которые он ненавидел. А сцену, в которой Шелли Дювалл взбегает вверх по лестнице с ножом в руке, снимали 35 раз, что равносильно тому, как если бы актриса добралась пешком до верхнего этажа Эмпайр Стейт Билдинг. Аналогично более 50 дублей понадобилось, чтобы правильно заснять то, как теннисный мячик катится к игрушкам Дэнни.
Правда, иногда факты противоречат друг другу. Так, по мнению Книги рекордов Гиннесса «Сияние» установило сомнительный рекорд по количеству дублей на одну сцену: эпизод, где Венди пятится назад, отмахиваясь битой, переснимался 127 раз. Помощники оператора опровергают эту информацию, заявляя о 35−45 дублях максимум. Как бы там ни было, эпизод, в котором Джек гоняется за Дэнни по лабиринту, снимался около месяца. В процессе съемок те или иные члены съемочной группы периодически терялись, вызывая по рации подмогу.
Если верить Шелли Дювалл, знаменитая сцена «А вот и Джооонни!» снималась три дня. За это время было испорчено 60 дверей. Дабы Николсону было легче, специалисты изготовили двери с облегченным каркасом, однако актер, как выяснилось, по молодости был волонтером в пожарной части, поэтому «усовершенствованные» двери выламывал слишком быстро, так что в итоге их пришлось, наоборот, усиливать.
Зато Дэнни Ллойда, маленького и неопытного мальчика, Стэнли Кубрик всячески оберегал. Он сделал всё, чтобы ребенок думал, что снимается в драме, а не в ужастике. Даже в эпизоде, где Венди уносит мальчика, истерично крича на Джека, у актрисы на плече не Дэнни, а полноразмерная кукла. Правду мальчик узнал только семь лет спустя, когда ему показали сильно урезанную версию фильма. Полный вариант «Сияния» Ллойд увидел только в 17 лет, то есть 11 лет спустя после выхода фильма в прокат.
В те времена ассоциация MPAA не разрешала демонстрировать кровь в рекламных роликах к фильмам. Невероятно, но чуть ли не весь трейлер «Сияния» демонстрируются реки крови, льющиеся из лифта. Кубрик сумел убедить комиссию, что-то не кровь, а просто ржавая вода.
Несмотря на успех ленты у критиков, картина была дважды номинирована на «премию» «Золотая малина» — за худшую игру Шелли Дювалл и худшую режиссуру Стэнли Кубрика. Оба «приза» «Сияние» счастливо миновали. А спустя годы экранизация стала культовой и сейчас считается одной из лучших картин по мотивам произведений «Короля ужасов».
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...