А вот известно ли вам, что право изобретения «складного опахала» оспаривают сразу несколько стран? Индия, Япония, Китай, Корея.
Правда, не остались в стороне и европейцы. Сочиненная древними греками трогательная и в чем-то забавная история знакомит с такими персонажами, как полубог Эол — повелитель ветров, обворожительная Психея и ее супруг Амур (Amor) — божество любви.
А какая же любовь без ревности? Эрос, он же — Амур, Эрот, Купидон, застукал легкомысленного Эола, который решил тайно полюбоваться красотой его жены и пробрался к той ночью в спальню. В гневе прекрасный небожитель не стал особо церемониться: Эрот отмутузил незадачливого любопытного сластолюбца, да еще в назидание оторвал «коллеге» одно из крыльев.
Зато не растерялась Психея. Как оказалось, она была не только признанной красавицей, практически — мисс Вселенной (официально даже превосходила саму Афродиту), но и еще — что большая редкость — умницей. Быстро схватив оторванное крыло Эола, дама стала энергично обмахивать им мужа, стараясь охладить страсти. Купидон успокоился. Земные женщины приобрели веер.
Японские воины не упустили возможности использовать «складное опахало» в качестве оружия: самураи изобрели «боевой веер» — гумбаи, он же — тессен, тетсу-сен. В отличие от женской безделушки, такой аксессуар позволял мужчинам закрываться от стрел и дротиков противника, самому метать его во врага и даже использовать веер в качестве подручного средства во время плаванья. И сейчас в Японии веер символизирует военную власть.
Однако гражданские лица решили так просто не сдаваться: они не отдали монополию на пользование таким полезным предметом суровым буси. Очаровательное «складное опахало» смело вошло в императорские дворцы, дома состоятельных горожан, ремесленников, лачуги крестьян. И знать, и простолюдины по достоинству оценили Waaier (современный перевод с нидерландского — «вентилятор»).
Но если люди труда зачастую находили ему сугубо практическое применение: например, бесцеремонно просеивали через него зерно, защищались от палящих солнечных лучей вместо зонтика, «гнали» на себя прохладу, энергично размахивая во время полевых работ, то вельможи сразу отвели вееру в своей жизни совсем другое место.
Не отрицая пользу аксессуара как миниатюрного кондиционера, придворные дамы всего мира сделали милое опахало своим наперсником в делах сердечных. Китайская наложница написала на нем стихи, посвященные возлюбленному. В Испании изобрели «язык веера», который позволял без слов сообщить предмету воздыханий, стоит ли ему тратить время и деньги, добиваясь внимания сеньоры, или дону «ничего не светит».
На изготовление веера шли: бумага, ценные породы древесины (сандал, кедр), бамбук, шелк, перья страусов и других птиц, панцирь черепахи, пергамент, кожа, лайка, золото, слоновая кость.
«Пластины со складным экраном» украшали: вышивками, росписью, картинками, лентами, жемчугом, гравировкой, яркими растительными волокнами.
Делали вставки из перламутровых раковин, кружев и самоцветов. В ручки вставляли зеркала, с помощью которых подсматривали, пускали солнечных зайчиков — подавали условные сигналы о времени и месте тайных свиданий. Там же хранили записки и «капсулы» с ядами.
Разумеется, не все так мрачно. Активно танцуют с веерами японские актеры в театре кабуки, с его помощью балансируют на проволоке канатоходцы в цирке, разжигают огонь для шашлыка дачники, защищаются от назойливых насекомых туристы. Часто на Востоке этим древним аксессуаром украшены стены домов. Разумеется, с учетом фэн-шуя.
А если вдруг станет немного грустно, знатоки энергетических потоков настоятельно советуют пообмахиваться веером. Долго и задумчиво. Утверждают: благодатный ветер принесет спокойствие, правильные мысли, решение трудных проблем. Не зря же китайские императоры держали веера всегда при себе. Венценосные правители верили, что те отгоняли от них сплетни, защищали от недоброжелателей и завистников.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...