Армения — страна маленькая, и добраться из Еревана до любой точки проблемы не составляет. Хорошие дороги идут во всех направлениях, поэтому за день можно добраться хоть в Санаин, хоть в Хор Вирап, чтобы к вечеру успеть вернуться назад. Но и в любом другом городе всегда найдётся гостиница, где можно переночевать, не возвращаясь в Ереван.
Гегард
Монастырь расположен в верховьях ущелья, в окружении отвесных скал.
Здесь много естественных пещер, что и привлекло сюда ищущих уединения. Уже в начале IV века здесь была основана обитель, получившая название Айриванк (пещерный монастырь).
Позднейшее название монастыря — Гегард, церковные легенды связывают его с хранившимся здесь некогда наконечником копья, которым по преданию был пронзен на кресте Иисус Христос. В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался арабами и был возрождён только в XII веке после изгнания из Армении тюрок-сельджуков.
Часть церквей и усыпальница князей Прошьянов высечены непосредственно в скалах, и только главный храм монастыря — сурб Аствацацин (церковь Богоматери) — был вынесен наружу.
В армянских храмах всё необычно: на барабанах вместо русских луковиц, или шлемов, мы видим зонтичные конические навершия, а световые отверстия в гавитах прикрыты небольшими колончатыми ротондами; прямоугольные порталы входов украшены затейливой резьбой, а на стенах, как внутри так и снаружи, часто можно видеть барельефы ктиторов, или геральдических животных — быков, львов.
В Гегарде обращает на себя внимание сталактитовый свод гавита. Этот характерный для некоторых армянских монастырей приём, по-видимому, берёт начало от первых пещерных монастырей.
Как нигде более, в Армении получило развитие мемориальное зодчество в виде хачкаров — плоских вертикально стоящих плит, лицевая сторона которых богато украшена резьбой. Центральный символ любого хачкара — это как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест — символ новой жизни. В Гегарде их особенно много — и отдельно стоящих, и вмурованных в стены обители.
Гарни
Это древний языческий храм и одноименный поселок в 28 км от Еревана.
Археологи обнаружили, что поселение существовало здесь очень давно. В своё время, если верить историкам, здесь отметился и небезызвестный царь Урарту Аргишти, о чём свидетельствует найденная клинописная табличка.
Ну, а со времён Великой Армении люди жили здесь постоянно. Остатки крепости налицо, раскопаны также фундаменты дворца и даже бани. Считают, что здесь была летняя царская резиденция. А в период эллинизма появился и храм Митры. Вот он-то, собственно, и представляет интерес, ибо всякого рода развалин в Армении — везде в избытке, а храм такой — один, прекрасный образец архитектурного наследия.
Если учесть, что после землетрясения 1679 года остались лишь ступени, то можно считать что в XX веке храм был построен заново. При этом надо понимать, что проблема была вовсе не в том, чтобы его построить (это была не проблема, а всего лишь работа), а в том, чтобы убедить чиновников, что это нужно сделать, и получить финансирование. К счастью, армяне оказались на высоте. Они это сделали!
Ведь недаром армянские зодчие славились во все времена. В 1970−78 годах храм был восстановлен под руководством учёного, архитектора и реставратора Александра Саиняна. Шесть лет он отдал этому пазлу, собирая храм буквально по кусочкам.
Древние камни, тёмные и выщербленные, перемежаются с вновь вытесанными светлыми вставками.
Ну, а окружающие пейзажи — как всегда, великолепны.
Маштоц Айрапет
В Гарни, помимо всем известного «армянского Парфенона», есть немного странная, но очень красивая церковь. Странная по названию, а красивая по определению. Предположительно она была построена в
Не того Маштоца, который Месроп, основоположник армянского алфавита. А именно Маштоца католикоса (Айрапет). Жил он в IX веке, пользовался большим уважением, из-за чего, видимо, и удостоился чести оказать услугу первому царю Ашоту из династии Багратидов. Именно Ашот попросил его основать и возглавить Севанаванк.
Маштоцу приписывают также инициативу переноса сокровищ Эчмиадзина в Гарни во избежание расхищения их арабами. А перед смертью в 898 году Маштоц успел несколько месяцев побыть католикосом.
В церковной среде он прославился составлением богослужебного руководства по исполнению разного рода обрядов, которое в его честь так и называется «Маштоц». В нём содержатся последования священнодействий и молитвословий, которые чаще всего приходится совершать приходскому священнику.
Со временем он разрастался и породил целую серию Маштоцей. Различают «Покр Маштоц», «Майр Маштоц», «Айр Маштоц» и «Мец Маштоц».
А ещё он был наставником известного историка и католикоса Ованнеса Драсханакертци. Наконец Маштоц удостоился «Жития» от другого своего ученика Степаноса Кронавора.
Так что становится понятно, почему Армянская Церковь переименовала сурб Аствацацин в сурб Маштоц Айрапет. И хотя найти ныне эту церковь не так и просто, но она того стоит. Совсем небольшая, но выразительная. Богато украшенная барельефами, она выстроена из тёмного базальта.
Кечарис
Это армянский монастырский ансамбль
Был основан в XI веке князьями из рода Пахлавуни, строительство продолжалось до середины XIII века.
Неподалеку от города — горнолыжный курорт Цахкадзор.
Абовян
Этот город-спутник Еревана ещё несколько лет назад был ничем не примечательным, можно даже сказать, рядовым. Был, пока здесь не появился собор Святого Иоанна Крестителя (Surb Hovhannes).
Собор по проекту архитектора Артака Гуляна строили 7 лет и освятили в 2013 году. После «анийского Возрождения», случившегося в Армении 1000 лет назад, ничего подобного построено не было.
И важны даже не масштабы этого красно-рыжего гиганта высотой 50 метров, а сочетание монументальности и изящества.
Здесь много резного убранства, выполненного с исключительным мастерством по эскизам Абраама и Айка Азарянов (отец и сын), а выполнили их 40 мастеров-каменотёсов.
Нельзя не отметить и фрески в интерьере, выполненные в византийском стиле. В этом нет ничего удивительного, ведь Армения долгое время входила в орбиту влияния византийской культуры, будучи одной из её провинций.
Так что имя коллективного автора — армянский народ. Интересно, что сказали бы зодчие прошлых времён, окажись они здесь. Думаю, что восхищённо цокали бы языком, ибо слов нет.
И конечно, это идеальное место для свадебных церемоний, которые постоянно стремятся попасть в мой объектив и которые я очень люблю.
Красивые люди, красивые обычаи, красивые храмы…
Ереван
С него чаще всего начинается, им же и заканчивается путешествие в Армению. Да что там говорить — лучше посмотрите небольшой ролик по моим любимым местам армянской столицы.
Вот мы и проехали по всей Армении, и посмотрели известные и не очень ее достопримечательности. Конечно, это не все, и есть те места, до которых я не добрался. Кто знает, может, еще вернусь.
Остается пожелать мира, благополучия и спокойствия в жизни страны и ее жителей. Я люблю тебя, Армения!
А вы, если еще не бывали — съездите непременно!
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...