Марк Блау Грандмастер

Пинакотека «Брера». Кому и зачем проповедует Святой Марк?

Интернет сделал во многом бессмысленными роскошные книги и альбомы по искусству. Сотни тяжелых томов, стоящих на библиотечных полках, может заменить виртуальный тур на сайте музея. Но все же экран компьютера не заменяет непосредственного визита в музейные залы, так же как разговор по скайпу не заменит прелести личного свидания.

Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» Фото: Источник

И следует сказать, что личное свидание с картинами стоит тех денег, которые платишь за входной билет. (В частности, в пинакотеке «Брера» плата за вход щадящая — 10 евро.) При личном свидании с произведениями искусства следует надеяться на неожиданные открытия. И такие открытия обязательно случаются.

Например, нельзя не остановиться у огромной картины под названием «Святой Марк проповедует на площади в Александрии Египетской», написанной двумя венецианцами, братьями Беллини — Джентиле (Gentile Bellini, около 1429 — 1507) и Джованни (Giovanni Bellini; ок. 1433 — 1516).

Джентиле и Джованни Беллини. Святой Марк проповедует на площади в Александрии Египетской
Джентиле и Джованни Беллини. Святой Марк проповедует на площади в Александрии Египетской
Фото: Источник

Беллини жили и творили в Венеции. Святой Марк — покровитель этого города. Картина была написана по заказу одного из самых престижных и могущественных купеческих братств Венеции, которое было названо как раз именем Святого Марка. Братство Святого Марка заказало Джентиле Беллини большую картину для приемной своей резиденции и щедро оплатило заказ. К сожалению, Джентиле умер, не закончив картины, и работу за него доделывал брат Джованни.

Этот самый Джованни Беллини известен не только как венецианский живописец. Его именем в конце 1940-х годов назвали алкогольный коктейль, придуманный в одном из прославленных баров Венеции. Это чудо кулинарного искусства обрело славу не меньшую, чем художник, поделившийся с ним своим именем. И немало людей познакомились сначала с коктейлем «Беллини» и только потом — с картинами художника Беллини.

Михаил Хмелько,
Михаил Хмелько, «Тост за великий русский народ», 1947 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Естественно, что братья Беллини заказ честно отработали. На огромной по размеру картине (347×770 см) — портреты всех заказчиков в парадной одежде венецианской знати XV века. Прием, позаимствованный впоследствии советскими художниками, тщательно выписывавшими парадные портреты членов Политбюро на фоне какого-нибудь торжества, иной раз и вымышленного.

Венецианцы в основном сосредоточены за спиной апостола-проповедника. Но некоторые стоят на площади среди язычников, внимающих проповеди Святого Марка. Среди них, как ни странно, можно отыскать и Данте Алигьери (1265 — 1321). Великий поэт помещен в толпу мусульман с высокими белыми тюрбанами на головах, его же собственная голова украшена лавровым венком.

Данте — уроженец совсем другого города, Флоренции. Но его могила — в городе Равенне, которая как раз во время написания картины вошла в сферу власти Венеции. Таким образом, венецианцы получили некоторое право причислять изгнанного с родины Данте к «своим».

Появление «идеологически ценного» покойника на полотне можно было бы рассматривать в качестве промаха художников, если бы это не было сделано с явным намерением добавить картине малость «сакральности». И вообще, тщательным изображением портретов заказчиков скрупулезный реализм братьев Беллини заканчивается. В прочем же братья, как говорится, «разгулялись по буфету». Большая часть картины — плод живого воображения художников.

Джентиле Беллини,
Джентиле Беллини, «Портрет Султана Мехмеда II», (1480 г., холст, масло). Национальная Галерея, Лондон.
Фото: ru.wikipedia.org

Нельзя сказать, чтобы они совсем не знали, как выглядят восточные здания, восточные пейзажи и восточные люди. Конечно же, знали. Венеция вела оживленную торговлю с Востоком. Корабли венецианцев ходили и в Стамбул, и в Александрию.

Более того, Джентиле Беллини в 1479 году был командирован германским императором Фридрихом III в Стамбул к султану Мехмеду II, взявшему Константинополь. Султан попросил у «коллеги» прислать хорошего портретиста, который смог бы увековечить его образ. Художникам-мусульманам рисовать портреты людей не позволял Коран. Венецианец же за два года справился с порученной ему работой. Портрет Мехмеда II, кстати, очень реалистичный, почти, как цветная фотография, сейчас находится в одной из лондонских галерей. Так что в талантах Джентиле Беллини можно не сомневаться. Апробированы на самом высоком международном уровне!

Но художник делает картину для зрителей. Посему Александрия, в которой проповедует святой Марк, окруженный толпой венецианских патрициев, — не реальный египетский город, а некое средневзвешенное представление венецианцев о загадочных восточных странах, бывших, кстати, источником их богатств. Вроде как представление современного москвича о, скажем, Ханты-Мансийске либо Норильске.

Посему не удивительно, что площадь, где проповедует святой, неуловимо напоминает главную площадь Венеции, а якобы языческий храм — главный венецианский собор. Только пристроенные по бокам минареты намекают на то, что дело происходит на Востоке. Более того, в Египте, как утверждает обелиск, размещенный на заднем плане слева. Таких обелисков римские императоры в немалом числе привезли из Египта и расставили на площадях своей столицы. Венецианцы, конечно, знали об этих языческих памятниках, и для них обелиск, определенно, символизировал Египет.

Ну разве не прелестен Хам, издевающийся над отцом на картине Бернардино Луини?
Ну разве не прелестен Хам, издевающийся над отцом на картине Бернардино Луини?
Фото: Источник

О том, что место действия в сюжете картины — Африка, говорят и животные, якобы случайно прогуливающиеся на заднем плане. Правее центра картины зритель различит жирафа, у правого края — двугорбого верблюда, а у левого края — одногорбого, дромадера. В общем, долой сомнения, мы в Египте! Не менее цветиста и удивительна толпа, которой проповедует Святой Марк.

В центре — женское сообщество, прикрытое по восточному обычаю хиджабами и паранджами. Несмотря на вуальки лица Гюльчатаек довольно хорошо прорисованы. Художники старались! В наше воинственно-толерантное время их усилия наверняка оценили бы феминистки. Женщины в центре картины. Так держать, товарищи Беллини!

То, что братья Беллини неплохо знали изображаемый материал, несомненно. Они тщательно выписали наряды восточных купцов. Турки — в тюрбанах поменьше, египтяне — в тюрбанах крупных и пышных. В центре картины, непосредственно за сидящими женщинами, венецианцы говорят с двумя евреями в полосатых халатах. Они, без сомнения, могли найти общий язык. Еврейское присутствие в Венеции было давним: один из островов архипелага назывался Джудеккой, а название литейного двора, рядом с которым размещался еврейский квартал, Гетто, стало словом нарицательным и, можно сказать, еврейским.

Рафаэль,
Рафаэль, «Обручение девы Марии»
Фото: Источник

А вот у самого правого края картины, в красных высоких шапках, — персы. Честное слово, какая-то ассамблея всемирного торгового союза XV века. А впрочем, чему удивляться? Заказчики картины были купцы, и картина изображала их мир. Любой из тех, кто изображен на полотне, мог бы рассказать много интересного о далеких краях и об опасных приключениях там. Думается, что в приемной купеческого братства, где картину, в конце концов, повесили, ее разглядывание и разгадывание генерировало массу разговоров среди присутствующих.

А уж с какой радостью братья-художники покрывали холст красками самых разных цветов и оттенков! Создать такое веселое разноцветье не всякому живописцу удается! Вот сколько забавных и полезных мыслей возникает, стоит только задержаться у одной картины в миланской пинакотеке «Брера». А коллекция картин насчитывает около 400 экземпляров! И задержаться стоит почти у каждого.

Картина Франческо Айеса «Поцелуй» — визитная карточка пинакотеки Брера
Картина Франческо Айеса «Поцелуй» — визитная карточка пинакотеки Брера
Фото: Источник

Обновлено 14.08.2018
Статья размещена на сайте 6.08.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: