История египтянки Агари привлекала не одного художника, и каждый отображал то, что больше всего его тронуло в библейском рассказе.
Два далеко не молодых человека — Аврам и Сара (Библия, Бытие, гл. 11−16). Ей — за семьдесят, он — на десять лет старше. Есть богатство, но нет наследника. Тает надежда на то, что он появится: возраст дает о себе знать. Сара хочет угодить мужу и решает, что надо попытаться получить наследника от наложницы. Это лучше, чем его не будет совсем. Она посылает к Авраму служанку — египтянку Агарь (видимо, Агарь была в совсем юном возрасте, уже не девочка, но еще не совсем зрелая женщина).
И случается чудо: Агарь вдохнула в Аврама энергию, которая в нем угасла с годами, и понесла. А когда это случилось, выказала крайнее пренебрежение к хозяйке дома (возможно, в расчете на то, чтобы стать женой Аврама). Сара закатила скандал своему мужу, на что был такой ответ: «Вот служанка твоя в твоих руках, делай с нею, что тебе угодно!»
И Сара пустила в действие весь свой арсенал. Агарь не стерпела обиды и убежала. Убежала в пустыню, где ее нашел ангел, который велел ей вернуться в дом госпожи и покориться ей. И он сказал ей: потомство твое будет бесчисленным. Агарь вернулась, родила Измаила (Авраму в это время было восемьдесят шесть лет) и после этих не самых приятных событий провела в доме Аврама еще около пятнадцати лет.
Вскоре произошло еще одно чудо: Сара забеременела — ей было уже девяносто — и родила Исаака. Исаак подрос, и как это обычно бывает в семьях, старший — сын Агари Измаил — начал над ним издеваться. Сара вновь взбунтовалась и выгнала Агарь. Совсем. Агарь после этого не вернулась в дом Аврама. (Когда Сара послала Агарь к Авраму, ей было, вероятно, лет пятнадцать. С тех пор прошло больше десяти лет. Вполне возможно, что она уже не была для Аврама источником наслаждения. Может быть, именно поэтому он не сопротивлялся изгнанию Агари.)
Этот эпизод — изгнание — изобразил Гербранд Ван ден Экхоут. Перед зрителем: старец с седой бородой — Аврам, женщина с мальчиком — Агарь со своим сыном Измаилом, на крыльце — Исаак (сын Сары). Сара тоже почти присутствует в сюжете картины: в проеме двери видна ее рука и есть намек на ее силуэт.
Прощание не было легким и простым: Агарь с мертвенно бледным лицом (в ее левой руке полотенце, которым она вытирает текущие ручьем слезы, в правой — кувшин с водой, единственное, что ей позволили взять), Аврам с разведенными руками как бы говорит, что он не может сопротивляться настояниям жены (наверное, ему не очень легко проститься с той, которая — хоть и ненадолго — вернула ему давно забытые ощущения). Его старший сын Измаил уткнулся в подол матери, а младший сын Исаак на крыльце подсматривает за тем, что происходит.
Еще минута — и они расстанутся. Навсегда.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...