Идея объединять людей
В начале 80-х годов прошлого века трое закадычных университетских друзей из дождливого и ветреного Сиэтла решили открыть один бизнес на всех. Сложив все свои сбережения, заняв недостающую сумму, они стали торговать качественным, свежеобжаренным кофе (или правильнее — кофейными зернами) в небольшом магазинчике. Бизнес понемногу рос, но поворотным моментом в истории компании стала продажа его Говарду Шульцу (который, к слову, и возглавляет компанию по сей день).
Говарда Шульца, романтичного, но решительного и предприимчивого молодого человека из Нью-Йорка, некогда посетила гениальная в своей простоте мысль о том, что кофе имеет способность объединять людей. Эту идею он почерпнул у итальянцев, которые, в отличие от американцев, немало времени проводили в эспрессо-барах за чашечкой ароматного кофе. Тогда-то у него и появилась мечта открыть собственную кофейню.
Судьбоносное слияние
Сменив не одно место работы, Шульц успел поработать и на основателей Starbucks, которые специализировались исключительно на реализации кофе для домашнего использования. К сожалению, не столь дальновидные хозяева Starbucks не разделили энтузиазма предприимчивого нью-йоркца и не поддержали его бизнес-идею открытия кофейни.
Тогда целеустремленный Говард открыл своё заведение, где варил и подавал кофе на итальянский лад. Вслед за ставшей популярной кофейней им была открыта ещё одна, и ещё одна… После он вернулся в Starbucks, выкупил компанию (произошло это знаменательное событие в 1987 году) и объединил две сети в одну, которая с каждым годом разрасталась, становясь всё богаче и известнее.
Рост Starbucks не прекращается и в наши дни, сеть уверенно заполоняет весь мир, осталось не так уж много стран, где не была бы открыта хоть одна кофейня этой пресловутой сети.
Сам Говард Шульц на сегодняшний момент является исключительно успешным и богатым человеком, его состояние оценивается в несколько миллиардов долларов. Его подробную биографию, к слову, можно почитать в им же написанной книге с нетривиальным названием «Влейте в неё своё сердце: как чашка за чашкой строилась Starbucks».
Секрет успеха
Сейчас компания Starbucks достигла таких высот, что её заслуженно признают кулинарным символом Америки, наравне с McDonald`s. Но, несмотря на огромные масштабы компании и многомиллионные доходы, её руководитель продолжает настаивать на безукоризненном сервисе и качестве так, словно бизнес только запущен и требует максимальных усилий для своего развития.
При этом основной стратегией, выбранной Говардом Шульцом, было сохранение в кофейнях атмосферы небольших, «домашних», уютных заведений. Кофейня Starbucks — это своего рода «третье место» для людей, жизнь которых проходит по схеме «работа-дом, дом-работа». Здесь можно посидеть «вне дома» наедине со своими мыслями и отдохнуть от работы и домашних хлопот, здесь можно встретиться с друзьями и весело провести время за чашкой вкусного кофе. К слову, помимо кофе и разнообразных кофейных напитков, в Starbucks можно и вкусно подкрепиться.
В кофейнях Starbucks главный человек — посетитель. Ради него придумываются новые рецепты кофейных напитков, до мелочей продумывается дизайн заведений (вплоть до того, в какую сторону должны быть обращены двери, чтобы не мешал солнечный свет). Ну и конечно, как не упомянуть про «фишки» с именем на стакане и знаменитым персональным обращением. Сколько бы ни зарабатывала компания Starbucks в год, клиент всегда остается на первом месте — в этом весь секрет её успеха в бизнесе.
Мы тут на днях, с Брентом нашим Донахью (наш коллега) обсуждали т.н. "американскую мечту" + рассуждали на тему, кто и на чем в Штатах сделал состояние.
Говорили о Золотой лихорадке в Калифорнии и монополизированной продаже лопат и кирок, джинсов Левайс, которые "не могут разорвать две лошади", так они крепки, мази для тела, к которой прилипает золото, стоит только нырнуть в какой золотоносный ручей и т.п. В итоге нехотя пришли к выводу, что американская мечта по большому счету это манипулирование человеческими инстинктами и тонкий обман.
Говорили за Кока-Колу, этот яд, который хлещет весь мир, потому что для глупцов была создана целая кокакольная суб-культура.
Кофе - лишь кофе. И мне хочется согласиться с современниками Петра и Елизаветы, которые терпеть не могли "жженую жижу", входившую в моду в Европе.
И он не должен стоить 3-15 баксов (как в Европах), так как он того просто не стоит. И как его не наливай - ну, прикольно, круто... что там еще? Модно, стильно... в итоге вы выпьете тот же самый напиток себестоимостью 35 центов, за который переплатите в 10-20 раз.
ПС Есть такой неписанный факт среди маркетологов: покупая Бугатти или Ламборгини за 100 тыс. долл., вы переплачиваете примерно 50% за бренд. То есть платите за свои понты.
2 Ответить
Статья просто пронизана великолепием знаменитой "американской идеи".
Вот что мне интересно, так зачем процветающему на своих кофейнях Говарду Шульцу понадобилось выкупать Starbucks? И чем это событие так уж знаменательно?
1 Ответить