Верхняя часть украшения представляет собой диск (щиток) со сложным цветочным орнаментом, на обратной стороне которого имеется крючок и петля. К щитку крепится лунница. Это два самостоятельных ювелирных изделия. В этих серьгах мастер соединил щиток и лунницу, поместив между ними сложную композицию. К ней прикреплены три ряда подвесок на плетеных цепочках разной длины. Все изделие покрыто изысканным орнаментом.
Наибольшего внимания заслуживает скульптурная композиция. Колесница, которую везет четверка быстрых коней, управляется богиней победы — Никой. Рядом с конями, указывая им дорогу, летят крылатые Гении, а на краю колесницы стоит воин с большим щитом в руке. Это воин апобат, воин-атлет, искусный как в состязаниях на колеснице, так и в пешем бою.
К IV в. до н.э. состязания апобатов сохранялись лишь в немногих городах, среди которых главным был Афины. Это говорит об афинском происхождении ювелира. Миниатюры композиции очень натуралистичны, можно рассмотреть анатомические подробности воина, перья на крыльях Ники и даже геометрические украшения на щите апобата.
В античных литературных источниках есть упоминания о греческих мастерах, занимавшихся созданием миниатюрных скульптур. Это направление искусства называлось микротехнией. Есть рассказы об изделиях этих мастеров: кораблях с полным снаряжением величиной с пчелу, о гомеровских гекзаметрах, начерченных золотом на кунжутном семени.
Интересна история обнаружения этого ювелирного украшения. В середине XIX века между мировыми учеными шел спор о местоположении средневековой Кафы-Феодосии. Ее местоположение оставалось неизвестным. Однажды археолог Александр Сибирский обнаружил у склона Тепе-Оба древнюю греческую монету. Он рассказал о находке известному художнику Ивану Айвазовскому, предположив, что античный город расположен в районе мыса Св. Ильи. Художник воодушевился поиском неизвестного города и стал хлопотать о разрешении на археологическую экспедицию.
Ему удалось получить это разрешение в 1853 году, и уже весной начались раскопки. Сразу обнаружили 5 курганов. Четыре из них были пустыми, а в пятом оказалось захоронение женщины. В нем нашли множество фрагментов керамической посуды и украшений, среди которых были и эти серьги, названные Феодосийскими серьгами. Археологическую находку отправили в Санкт-Петербург.
Почти сразу о чудо-серьгах заговорила мировая общественность. Множество ювелиров пыталось создать нечто подобное, но все они терпели неудачу. Среди них был и знаменитый Карл Фаберже.
Древние греки использовали необычную технологию, они изготавливали украшения из микроскопических зерен золота. Эта практика стала называться зерни. Повторить эту технику не смогли, микрочастички золота плавились при нагреве. Попытки повторить прекратились.
Боже мой!!!!
Серьги...
Любимое мое украшение.
Какая красота, какое изящество, какая сложная и тонкая работа.
Спасибо, Елена.
Получила огромное удовольствие и от статьи, и от созерцания такой красоты.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, да, серьги потрясающие. Но, вероятно, очень тяжелые. Работа, действительно, впечатляет!
0 Ответить
Елена!
Вот это да!
Спасибо огромное за такую интересную статью.
Технологии древних поражают и возникает множество вопросов в связи с этим, главный - о происхождении разумной жизни на Земле.
С уважением,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан-Черногор, да, технологии впечатляют. В скифском золоте тоже изделия в этой технике делали. А эти серьги. У меня совсем другой вопрос возник - они же тяжеленные, как их носить можно было? Или это специально ритуальные?
0 Ответить