Нельзя сказать, что до этого иноземцев в России не было. Только вот их число было небольшим, и они приезжали в загадочную Московию ненадолго, по торговым либо посольским делам.
Пётр Великий, справедливо полагая, что иностранцы могут привнести что-то свежее и новаторское в традиционный уклад России, издал в 1702 году указ «О вывозе иностранцев в Россию». В этом документе был прописан механизм переезда иноземцев, а также законодательно закреплены определённые льготы в их отношении.
Однако подданные других государств пока не спешили менять место проживания. Россия в годы правления Петра много воевала: то с Турцией, то со Швецией, то снова с Турцией, то с собственными смутьянами вроде Кондратия Булавина. И хотя русское правительство вроде как гарантировало вновь прибывшим защиту и помощь, процесс никак не набирал внушительных оборотов.
Дело пошло быстрее, когда наступило время правления Екатерины Второй. К этому моменту Россия перестала быть чем-то пугающим и непонятным. Торговые и культурные связи, возникшие во времена Петра Первого, несколько окрепли. А тут ещё начались затяжные и кровопролитные войны в старой Европе. И это вызвало там всплеск голода и болезней.
Известно, что в 1763 году русская императрица издала манифест, призывающий иностранцев на хороших условиях перебираться в Россию. Интернета и телефонов тогда не было, посему содержание манифеста доводили до людей специальные люди, посылаемые из столицы.
Иностранцы теперь поверили в далёкую «русскую мечту» и засобирались в Россию. Интересно то, что среди них было много немецких протестантов, которые подвергались у себя на родине ущемлению в религиозных и имущественных правах.
В немецких землях тогда существовал запрет на выезд из них в другую страну. Но, вероятно, в России в ту пору было лучше, потому что без преувеличения десятки тысяч немцев покинули свою неспокойную родину (единой Германии тогда и не было) и через портовые города на балтийском побережье отправились искать своё нехитрое счастье в Россию.
Известно, к примеру, что гугеноты Саксонии в 1765 году основали близ Царицына (ныне — Волгоград) селение, названное Сарепта. Теперь, правда, немецких колонистов в Сарепте нет. Однако тут организован музей «Старая Сарепта», посвящённый как раз переселенцам из немецких земель.
Так вот, годом ранее, то есть в 1764 году, другие немецкие колонисты основали в Вольском уезде Саратовской области новое поселение, которое почти 150 лет именовалось Екатериненштадт. Наверное, нет нужды объяснять, почему.
В 1765 году основание Екатериненштадта уже было зафиксировано документально. По этому поводу в одном из высочайших указов говорится о том, чтобы при межевании земель в Саратовской губернии выделить для новых поселенцев Екатериненштадта земли, удобные для проживания 90 семей, и приготовить для этого мероприятия строительный лес. Известно, что первые дома для немецких колонистов тут возводили местные крестьяне.
В общем, с 1764 по 1772 годы на Волге было основано 105(!) колоний, и проживало в них тогда 23400 человек.
По правде говоря, почти до самого конца ХVIII столетия дела в немецких поселениях Саратовской губернии складывались не очень. То засуха, то сложности с местным населением, то непонимание со стороны государственных органов. Да ещё и кочевники, появляющиеся на волжских просторах со стороны Китая. Они долгое время не давали колонистам расслабиться, угоняя скот и молодёжь в рабство.
Доходило до того, что бургомистр Екатериненштадта обращался лично к Екатерине Второй с просьбой отсрочить взимание государственных долгов. Деньги нужны были немцам для выкупа своих соотечественников из плена. И царица разрешила сделать это. Более того, некоторое время в истории города он был защищен от непрошеных гостей — обнесён валом, на котором установили пушки.
Но… плохое когда-то заканчивается. Закончился и тревожный ХVIII век российской истории. А в новом, ХIХ веке, стали иноземцы жить-поживать в России и понемногу добра наживать…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...