Сергей Курий Грандмастер

Какие зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть? Часть 7. «Во все тяжкие», «Настоящий детектив», «Фарго», «Остров Харпера»

Детектив, вне всякого сомнения, был и остаётся одним из самых популярных жанров. Его любят люди самого разного возраста и образования — от прыщавых подростков до седых профессоров. Я тоже не исключение, хотя отношения с этим жанром у меня давно сложились специфические.

Кадр из сериала «Во все тяжкие» Фото: kinopoisk.ru

Перейти к шестой части статьи

По этому поводу мне тут же вспомнился один остроумный анекдот:

— А книга-то лучше фильма.
— Какая книга?
— Да ЛЮБАЯ книга!

Анекдот, конечно, спорный, но уже один процесс чтения действительно требует от человека больше интеллектуальных усилий и воображения, нежели поглощение визуальных образов и эмоций, льющихся с экрана прямо в мозг.

К сожалению, битва между текстом и аудио с видео всегда заканчивалась победой последних. Телефон потеснил письма, радио и кино — книги. Ту же эволюцию прошёл и Интернет — переписка в чатах по и-мейлу сменилась звонками по Скайпу, а статьи всё больше проигрывают видеороликам из Ютьюба…

К чему это я? Ах, да… Будучи с самого детства заядлым книгочеем, я неожиданно заметил, что детективные книги мне почему-то неинтересны. В разряд исключений попал только «Шерлок Холмс» А. Конан Дойла и «Имя Розы» У. Эко (хотя последний роман вряд ли назовёшь типичным детективом).

В самом этом факте нет ничего удивительного — мало ли кому что не нравится… Если бы, не одно «но»: детективные экранизации я всегда смотрел регулярно и с интересом. Возможно потому, что воспринимал кино, прежде всего, как развлечение. А что развлечёт лучше детектива с его преступлениями и загадками? В результате Пуаро, Ниро Вульфа и Жеглова с Шараповым я знаю исключительно по экранизациям.

Возможно, такое нетребовательное «потребительское» отношение к детективному кино сказалось на том, что я со снисхождением отношусь к отсутствию логики и правдоподобия, если происходящее на экране лихо завёрнуто и увлекательно подано.
Поэтому мой список интересных детективных сериалов оказался куда длиннее, чем фантастических или исторических. Чтобы «два раза не вставать», я включил в него не только собственно детективы, но и то, что можно отнести к жанру криминала и пародии.

«Во все тяжкие / Breaking Bad» (2008−2013)

Рекомендуемые переводы: «LostFilm», «Кубик в Кубе».

Какие зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть? Часть 7. «Во все тяжкие», «Настоящий детектив», «Фарго», «Остров Харпера»
Постер сериала «Во все тяжкие»

Лишний раз рассыпаться в похвалах по поводу этого сериала, наверное, не стоит. За меня это уже сделали более компетентные и авторитетные люди. Когда видишь столь блестящую актёрскую и операторскую работу (оцените, как здорово выбраны планы для съёмок, сразу навевающие нужное настроение), современные российские сериалы смотреть просто физически невозможно.

Ну, и, конечно, в основе сериала «Во все тяжкие» (как в любом хорошем кино) лежит интересный замысел и история.

Его герой — Уолтер Уайт — рядовой житель городка на границе с Мексикой, через которую, как известно, в США текут не только мигранты, но и наркотики. Несмотря на то что Уайт — гражданин «цитадели демократии», жизнь его не балует. У него сын-инвалид, жена беременна ещё одним ребёнком, а работа простым учителем химии приносит сущие гроши. Последней точкой в этой унылой беспросветной жизни становится известие о том, что Уайт болен раком и, видимо, скоро умрёт. Решив, что терять ему нечего, учитель вместе с бывшим учеником начинает варить наркотики высочайшего качества, чтобы оставить своей семье после смерти достойный капитал.

Мы видим, что чем глубже Уайт погружается в пучины наркобизнеса, тем сильнее меняется его личность. С одной стороны, он ощущает себя более «живым» и волевым мужчиной, который, наконец-то, сам рулит своей судьбой. С другой стороны, зритель видит, что всё это — лишь иллюзия. С каждым сезоном Уайту сложнее вырваться из «пучины» и сохранить былой человеческий облик.

Я с интересом ждал, к какому выводу подведут зрителя создатели сериала? Но они поступили хитро: в конце Уайт так и не пришёл к полному раскаянию. В его последней фразе слышны нотки самооправдания в духе «всё на свете было не зря». Но всё остальное в сериале недвусмысленно и жестко показывает, к чему обычно приводит криминальная деятельность. Все наркобарыги изображены страшными людьми, которые у нормального человека симпатии не вызовут (за исключением разве что старого охранника, работающего у чернокожего босса). Так что правдивого в сериале гораздо больше…

Однако это всё-таки художественное, а не документальное произведение. Здесь хватает счастливых случайностей и «красивых» сюжетных поворотов (впрочем, достаточно правдоподобных). Каким бы умным не был герой, скорее всего, он не пережил бы уже первой серии.

Кстати, лично мне кажется, что поначалу тон и замысел «Во все тяжкие» был немного иным. Первые эпизоды наводили на мысль, что сериал ближе к т.н. «трэшу» в духе Тарантино. Однако с каждым сезоном он всё больше уходил в сторону глубокой социальной драмы. И это хорошо.

Жалко другое. В 1-м сезоне важная роль отводилась собственно химии, как науке. Мы могли увидеть множество интересных научных приёмов, с помощью которых герой творит свои «тёмные» дела. Однако постепенно эта линия сошла на нет (видимо, чтобы зрители плохому не научились).

Сразу хочу предупредить, что сериал неровный — экшн-сцены периодически сменяет неторопливое психологическое повествование. Есть даже эпизод, в течение которого происходит всего одно событие! Тем не менее сериал держит зрителя в напряжении до самого конца.

Тем, кто ещё не смотрел «Во все тяжкие», посочувствовать можно только в одном. Они уже будут знать, что до последнего сезона герой всё-таки доживёт. А вот я этого не знал, поэтому сопереживал происходящему гораздо острее. Самым напряжённым получился предпоследний — 4-й — сезон с замечательным финалом, на котором можно было бы и закончить. Но тогда история Уайта выглядела бы слишком «сказочной»…

Кстати, известный переводчик и знаток криминального жанра — Дмитрий Пучков — недавно анонсировал, что будет разбирать «Во все тяжкие» на своём канале вместе с историком Климом Жуковым (как они это уже делали с сериалом «Рим»). Видимо, появится и новый перевод сериала. Как раз будет повод пересмотреть…

Напоследок хочу обратить ваше внимание на спин-офф «Лучше звоните Солу», снятый по горячим следам «Во все тяжкие» и посвящённый предыстории нечистоплотного адвоката. Правда, как по мне, он чересчур затянутый, но я продолжаю его смотреть, потому что актёры, съёмка, психологизм здесь по-прежнему на высоте.

«Настоящий детектив / True Detective» (2014)

Рекомендуемый перевод: однозначно «Кубик в Кубе».

Какие зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть? Часть 7. «Во все тяжкие», «Настоящий детектив», «Фарго», «Остров Харпера»
Обложка диска с сериалом «Настоящий детектив»

Ещё один сериальный шедевр криминального жанра — глубокий и тонко сыгранный. Сразу оговорюсь, что в моём обзоре речь пойдёт только о 1-м сезоне. Это вовсе не означает, что 2-й и ныне выходящий 3-й сезоны — плохие. Сняты они не менее качественно, но феномен первого повторить так и не смогли.

Дело в том, что все сезоны объединены только стилистически, а истории и персонажи в каждом — разные. А весь секрет 1-го сезона как раз и заключается в харизме главных героев, сыгранных Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсоном.

Они играют двух детективов-напарников — на первый взгляд, очень разных. Марти Харт (герой Харрельсона) — скажем так, простоватый американский коп с типичными запросами и проблемами: женой, детьми, любовницами… Герой Макконахи — Раст Коул — напротив, тип одинокий, загадочный и странный. Он крайне некоммуникабельный, говорит мало, а если и разражается философским спичем, то лучше бы молчал — от его мировоззрения тут же хочется удавиться.

Однако обоих объединяет то, что они — «настоящие детективы», относящиеся к своей работе с полной самоотдачей и способные довести дело до конца, несмотря ни на что (как говорит Раст, «просто это единственное, в чём я хорош»).

Когда я начал смотреть «Настоящего детектива», то поначалу думал, что сериал не будет иметь массового успеха. Парадокс, но самая слабая здесь — именно детективная линия. Сами преступления и расследование не блещут новизной, а маньяк так и вовсе «разочаровал». Главная сюжетная линия — лишь повод показать «изнанку» американского общества и раскрыть характеры главных героев.

Тем не менее сезон имел огромный успех. Особенно по-новому заблистал талант Мэттью Макконахи, который, подобно ДиКаприо, наконец-то, избавился от былого амплуа красавчика-любовника. Сцена, где его героя допрашивают сотрудники ФБР, давно стала «мемом». Её пародируют и копируют (например, в российском сериале «Метод», который вообще представляет собой довольно качественный «коллаж» из нескольких американских сериалов).

Ну, а последний разговор героев, обсуждающих ночное небо — просто блестящая и вдохновляющая точка во всей этой мрачной истории.

Раст: — История только одна… Древнейшая в мире… Свет против Тьмы.
Марти: — Сдаётся мне, что Тьма отбила себе неслабый кусок у Света.
Раст: — Знаешь… Ты неправильно на небо смотришь.
Марти: — В смысле?
Раст: — Когда-то в мире была только Тьма. И, как по мне, Свет выигрывает…

«Фарго / Fargo» (2014−2017)

Рекомендуемый перевод: «LostFilm».

Какие зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть? Часть 7. «Во все тяжкие», «Настоящий детектив», «Фарго», «Остров Харпера»
Постер сериала «Фарго»

Сезоны сериала «Фарго» (коих на данный момент три) тоже можно смотреть отдельно, в любом порядке. Хотя они связаны некоторыми персонажами и ссылками, у каждого своя криминальная история, происходящая в разное время.

В отличие от «Настоящего детектива» и «Во все тяжкие», этот сериал гораздо ближе к жанру «трэш», хотя окончательно в него так и не скатывается. Здесь хватает места и для иронии, и для трагедии, и для драмы.

Надо сказать, что первый сезон (про наёмного убийцу и страхового клерка, сумевших поднять на уши спокойный городок в Миннесоте) меня немного огорчил. Завязка оказалась куда увлекательней, насыщенней и энергичней, нежели финал. Тем не менее отговаривать вас от этого сезона я не собираюсь — он всё равно хорош. Многие даже считают его лучшим.

Лично мне больше всего понравился второй сезон, события которого разворачиваются в конце 1970-х годов. Он более равномерно держит интригу от начала до конца.

Третий сезон тоже держит планку, если закрыть глаза на то, как топорно и клишированно изображены «русские мафиози». Достаточно упомянуть, что на столе их главаря стоит портрет… Сталина! Да, советские воры в Иосифе Виссарионовиче просто души не чаяли… И как это в американской голове могут одновременно уживаться ГУЛАГи и Сталин в образе криминального авторитета? В общем, «баня, водка, гармонь и лосось!».

Зато исполнителю роли главного русского мафиози — Дэвиду Тьюлису — мой отдельный респект. Давно я уже не видел на экране столь отталкивающего и пугающего до жути злодея.

«Остров Харпера / Harper’s Island» (2009)

Рекомендуемый перевод: «LostFilm».

Какие зарубежные сериалы XXI века стоит посмотреть? Часть 7. «Во все тяжкие», «Настоящий детектив», «Фарго», «Остров Харпера»
Постер сериала «Остров Харпера»

Завершить эту часть описаний сериалов я хочу на более «попсовой» ноте. Фильмов и сериалов, где есть изолированное место и загадочный маньяк, убивающий всех героев одного за другим, снято немало. В этом плане сериал «Остров Харпера» оригинальностью не блещет. Всё, как положено: остров, на который съезжаются люди, чтобы сыграть свадьбу, куча подозреваемых и неожиданная развязка.

Тем не менее мне сериал запомнился — смотреть его интересно, он на удивление динамичен и не лишён юмора (особенно замечательна парочка британца и блондинки). В общем, любителям подобного жанра рекомендую. А о прочих криминальных сериалах — читайте в следующей статье.


Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 1.02.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: