Ирина Яковлева Профессионал

Николай Фешин. Как русское родовое поместье появилось в стране индейцев? Часть 1

Когда мы слышим о родовом поместье, то представляем добротный дом где-то в России. Но почему такой русский дом оказался в Америке? Его творец — наш художник, история личной жизни которого попала в знаменитое произведение И. Ильфа и Е. Петрова «Одноэтажная Америка».

Художественный музей Таоса в бывшем доме русского художника Николая Фешина Фото: WT-shared, ru.wikipedia.org

Прошло уже больше века со дня рождения Николая Фешина, а мы только начинаем узнавать нашего знаменитого соотечественника. Итак, все началось 8 декабря 1881 года в Казани, когда в семье владельца иконостасной мастерской Ивана Фешина и дочери Костромского строительного подрядчика Прасковьи Чистовой, родился мальчик. Ребенка назвали победоносным именем — Николай. Ему суждено было пройти через множество жизненных экзаменов и стать известным живописцем, графиком, скульптором и педагогом, академиком живописи.

Так было предначертано судьбой, чтобы первое тяжелое испытание произошло с Николаем в раннем детстве. Представьте, что в четырехлетнем возрасте он заболел менингитом и две недели находился между жизнью и смертью. Врачи советовали родителям уповать на чудо. Тогда отец уговорил священников принести из Собора Казанского кремля чудотворный образ Тихвинской Богоматери. И вот происходит действительно настоящее волшебство! После того как процессия три раза обошла кровать умирающего и коснулась иконой тела ребенка, мать заметила у него признаки жизни.

Тихвинская икона Божией Матери в окладе
Тихвинская икона Божией Матери в окладе
Фото: ru.wikipedia.org

С раннего детства Николай обожал проводить время в мастерской отца и, конечно, рисовать. Причем рисовал обычно по ночам, когда все ложились спать и никто не мешал. Кстати, по воспоминаниям Николая Ивановича, его отец был скромным, увлеченным своей работой тружеником, при этом часто терпел убытки, так как плохо подсчитывал стоимость своего труда. Семья жила очень бедно.

Когда Николай оканчивал школу, то администрация потребовала, чтобы дети пришли на экзамен прилично одетые, а необходимых денег у семьи просто не было. Можно назвать волшебством, что именно в это время мальчик получает свой первый заказ — чертеж иконостаса, а кровно заработанные деньги он назвал «посланные небом».

Несмотря на малый доход от художественного творчества, отец мечтал, чтобы сын стал художником. Его горячее желание чудесным образом воплотилось в жизнь, и в 1895 году Николай становится учеником впервые открывшейся в Казани художественной школы. Как ни странно, но именно в это время родители решили разойтись. Мать не выдержала постоянного безденежья и вернулась к родителям, а отец уехал на заработки. Интересно, что через много лет судьба родителей повторилась в жизни нашего героя.

Н. И. Фешин, «Беспризорник», 1890-е гг.
Н. И. Фешин, «Беспризорник», 1890-е гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Конечно, Николаю помогали родственники отца, но особенно тепло он отзывался о бабушке Фёкле: «После Бога она любила только меня и когда умирала, то завещала все свое состояние — один рубль пятьдесят копеек…» Представьте, что юный Фешин все время проводил в школе, а ночевал в заброшенном доме, питаясь чаем, хлебом и молоком. Не случайно одна из работ того периода названа «Беспризорник». Несмотря на трудную жизнь, Николай считал себя самым счастливым, ведь он был полностью поглощен искусством.

Незаметно пробегает время, и вот 19-летний Фешин уже студент Академии художеств в Санкт-Петербурге, а через год сбывается еще одна мечта — он становится учеником И. Е. Репина. Через 24 года знаменитый учитель будет говорить о своем ученике как о крупнейшем художнике в мире! Кстати, наш молодой герой был очарован стилем модерн и впоследствии стал портретистом — мастером портретного жанра, а самые высокие оценки критиков получили его рисунки обнаженной натуры, которые сравнивают с работами старых мастеров XVI века.

Н. И. Фешин, «Черемисская свадьба», 1908 г.
Н. И. Фешин, «Черемисская свадьба», 1908 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Интересно, что первые серьезные победы буквально следовали одна за другой. За картину «Черемисская свадьба» Фешин получил первую премию в 1000 рублей на конкурсе им. А. И. Куинджи. Произведение настолько ярко отражало обстановку пьяного праздника, что на выставке в Мюнхене вызвало возмущение русского критика Евсеева, который утверждал, что картина срамит Россию перед иностранцами. Однако именно эта картина была куплена американским коллекционером У. С. Стимелом и стала своеобразным мостиком в новую жизнь.

«Портрет неизвестной» отметили золотой медалью в Мюнхене, а итоговая работа «Капустница», позволила Фешину получить звание художника и впервые посетить Европу.

Н. И. Фешин, «Капустница», 1909 г.
Н. И. Фешин, «Капустница», 1909 г.
Фото: artchive.ru

И вновь удача: по окончании учебы Николай Фешин становится преподавателем в художественной школе Казани. Здесь появляются не только ученики, но и покровители. Надежда Сапожникова — друг, меценат и просто женщина. Именно она помогала талантливым русским художникам, заказывая картины. Так портрет ее племянницы Вари Адоратской знаменует расцвет портретного творчества Фешина.

Н. И. Фешин, «Портрет Вари Адоратской », 1914 г.
Н. И. Фешин, «Портрет Вари Адоратской «, 1914 г.
Фото: artchive.ru

Уже в наши дни картина «Н. Сапожникова (в шали)» продана за 3,6 млн. фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s. Но если для нас это всего лишь дорогая картина, то, по мнению исследователей, для самого Фешина здесь запечатлено время романтических эмоций с родственной в понимании искусства душой.

Н. И. Фешин, «Портрет Н. М. Сапожникова (в шали)», 1908 г.
Н. И. Фешин, «Портрет Н. М. Сапожникова (в шали)», 1908 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Однако выставляя свои работы в Европе и Америке, Фешин столкнулся с языковой проблемой, и тут происходит замечательная встреча с Александрой Белькович. Дочь заведующего художественной школой становится помощницей, а в 1913 году — любимой женой. Через год в счастливой семье родилась дочь Ия. Жена, дочь и отец теперь были главными моделями его новых картин.

«Портрет отца художника» критики даже сравнивали с произведениями Микеланджело! А детские портреты «Малютка Ия», «Спящая Ия» отражают восхищение и любовь.

Н. И. Фешин, «Портрет отца», 1918 г.
Н. И. Фешин, «Портрет отца», 1918 г.
Фото: Источник

1916 год оказался знаменательным: Фешин становится академиком живописи! Но с приходом 1917 настают новые серьезные испытания.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 18.02.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: