Во-первых, зритель взрослеет, становится более искушённым, одновременно теряя детскую наивность и непосредственность. Во-вторых, сам дух эпохи, когда фильмы снимались, может сегодня казаться слишком экзотичным, далёким и даже непонятным. Ну, и о техническом прогрессе в кино тоже забывать не стоит.
При этом нетрудно заметить, что одни детские фильмы «устаревают» значительно быстрее, чем другие. Взять, например, «Незнайку с нашего двора» или даже культовую «Гостью из будущего», где малобюджетность и слабая игра детей, исполняющих роли второго плана, с каждым пересмотром режут глаз всё сильнее и сильнее. А вот «Приключения Буратино» или «Приключения Электроника» до сих пор не растеряли своего очарования.
То же можно отнести и к фильмам режиссёра Владимира Аленикова о проказах двух закадычных друзей — Васи Петрова и Пети Васечкина. Как и «Электроника», их можно было смело показывать избалованным постсоветским детям.
История фильма началась с персонажей пронырливого Васечкина и его пухлого друга — они появились на экране ещё в 1974 году — в 71-м выпуске тележурнала «Ералаш», где Алеников тогда работал. И вот, уже в 1980-х, режиссёр решил сделать их главными героями полноценного фильма. По словам Аленикова, образ простодушного и «ведомого» крепыша Петрова он списал со своего одноклассника, а авантюриста и выдумщика Васечкина — во многом с самого себя.
Большую роль в успехе фильма сыграл удачный подбор актёров. Главных героев искали долго, пока хореограф картины Владислав Дружинин не предложил на роль Васечкина своего сына — Егора. Ну, а уже Егор привёл на съёмочную площадку однокашника Дмитрия Баркова, который сыграл Петрова.
На роль «дамы их сердца» — Маши Старцевой — претендовали две симпатичные девочки — Инга Ильм и Настя Уланова. Съёмочной группе очень нравилась Настя, однако право выбора оставили за мальчишками. И те в один голос проголосовали за Ингу. Правда, о Насте режиссёр тоже не забудет и даст ей во втором фильме — «Каникулы Петрова и Васечкина» — роль командира пионерского отряда — Анки.
Владимир Алеников:
«Когда мы [с Ингой] познакомились, я дал ей прочесть одну из первых своих историй — „Укрощение строптивой“ — и спросил: „Ну, что ты думаешь?“ Она свои огромные глаза-фары распахнула и грустно сказала: „Я думаю, что это — история о любви, но, поскольку герои ещё маленькие, наверное, это должно быть смешно“».
Интересно, что хореограф и режиссёр тоже засветились в фильме в эпизодических ролях. Первый сыграл роль учителя рисования, а второй — водителя грузовика.
Алеников вообще оказался мастер на все руки. Он не только сам написал весь сценарий, но и сочинил большинство текстов для песен. Исключением стали лишь три композиции, где Алеников использовал стихи других поэтов — нашего Генриха Сапгира («Про Красную мышь и Зеленую лошадь», «Сегодня, завтра и вчера») и англичанина Роберта Грейвза («Игрушечная скрипка»). Причём последнего режиссёр переводил сам.
В первом фильме «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» песни играли «обрамляющую» роль. Дело в том, что фильм был задуман как пять разножанровых историй с соответствующими подзаголовками — лирическая, фантастическая, приключенческая, комическая и эксцентрическая. Те же жанры отражали и песни, которые исполнял вымышленный школьный ансамбль СИНЕМА в начале и конце этих историй.
Владимир Алеников:
«Ансамбль выполняет в картине ряд важных функций. Во-первых, он связывает между собой все новеллы. Во-вторых, песни, которые он исполняет, задуманы нами как своего рода „микрофильмики“ внутри картины. Они имеют свой собственный карнавальный сюжет, костюмы и разыгрываются музыкантами ансамбля как маленькие спектакли, предваряя то, что будет с героями, или подводя итог тому, что уже с ними случилось».
В песнях мы можем услышать голоса таких известных певиц, как Ольга Рождественская и Елена Камбурова. Однако большинство песен исполнили юные дебютанты — Костя Гаврилов и Лена Делибаш, которых мы, собственно, и видим на экране. Впоследствии Гаврилов станет клавишником рок-группы АЛЬЯНС, а Делибаш будет работать в Московском камерном театре.
А вот насчёт того, кто говорил и пел за Васечкина, долгое время ходили разные слухи. Согласно одной из версий, Егор Дружинин тогда сильно шепелявил и его озвучил Игорь Сорин — будущий участник группы ИВАНУШКИ INTERNATIONAL. Однако Дмитрий Барков говорил, что история про шепелявость — это миф.
По другой версии, ленинградца Егора просто не отпустили из школы на озвучку, которая проходила в Москве, и его заменил какой-то неизвестный мальчик. Сам Алеников в интервью программе «Встретились, поговорили» опроверг обе версии, заявив что Егор говорит на экране своим голосом, а Сорин спел за него только одну арию…
Поначалу режиссёр хотел, чтобы музыку для фильма написал маститый Геннадий Гладков. Однако композитор неожиданно заболел, и его место заняла молодая и малоизвестная Татьяна Островская. Саундтрек к «Петрову и Васечкину» стал для Островской своеобразным дебютом, да так и остался самой известной её работой (в 1990-е она эмигрирует в США)…
Так как сроки сильно поджимали, музыку пришлось сочинять в режиме аврала.
Татьяна Островская:
«К первому фильму я писала музыку за шесть дней на съёмках в Одессе. На студии вынесли из маленькой комнатки все вещи, внесли пианино, написали огромный плакат „Работает композитор“, и я там сидела дни и ночи напролёт, написала десять песен…
…Володя очень талантливый режиссёр. И я удивляюсь, зачем он композиторов приглашает.:) Порой кажется, что он и музыку к фильму сам напишет… А если говорить о стихах, то, я думаю, Михаил Либин гораздо остроумнее, а Сапгир — это вообще глубокий поэт. Отдельно от фильма стихи Аленикова не воспринимаются, они написаны специально для кино».
Когда фильм «Приключения Петрова и Васечкина» был уже закончен, неожиданно оказалось, что он категорически не нравится худсовету. По словам режиссёра, главной претензией было, что герои на экране ведут себя не по-советски, слишком раскованно для образцовых школьников. Стоит ли говорить, что именно раскованность и естественность была главной изюминкой «Петрова и Васечкина», подкупившей юных зрителей.
Говорят, ситуацию спасла Ирина Андропова (дочь генсека СССР), которая работала в музыкальном издании и опубликовала там весьма лестный отзыв о ещё не вышедшем фильме. Из-за этих передряг телепремьера «Приключений…», снятых в 1983-м, состоялась только 1 июня 1984-го…
А уже в июле состоялась премьера второго фильма — «Каникулы Петрова и Васечкина». Но о нём — в следующей статье…
Хорошая статья. Музыка действительно явилась неотъемлемой частью фильмов про Петрова и Васечкина.
Того, что некоторые песни были написаны в авральном режиме - не знала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс,
Спасибо!
0 Ответить