Сергей Курий Грандмастер

Какова история песен из фильма «Каникулы Петрова и Васечкина»?

Если вы пропустили мою первую статью, посвящённую саундтреку к к-ф «Приключения Петрова и Васечкина», то рекомендую начать именно с неё. А пока добавлю в бочку мёда ложку «вкусовщины».

Кадр из фильма "Каникулы Петрова и Васечкина"

Дело в том, что я с детства недолюбливал, когда песни в фильмах играют роль «вставных зубов». Мне казалось, что они только тормозят динамику сюжета. Не скажу за всех, но лично меня большинство песен из «Приключений Петрова и Васечкина» тогда изрядно раздражали.

Иное дело — саундтрек ко второму фильму — «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (1984).

Какова история песен из фильма «Каникулы Петрова и Васечкина»?
Обложка диска с фильмом «Каникулы Петрова и Васечкина»

На этот раз режиссёр решил взять за основу два классических произведения.

Первое — пьеса Гоголя «Ревизор», действие которой Алеников перенёс в… реалии пионерского лагеря! По сюжету, руководство дружины лагеря приходит в ужас, узнав о том, что к ним приедет матёрый хулиган по кличке Гусь.

Как и у классика, за хулигана случайно принимают другого человека, в данном случае — запоздавшего Васечкина. Одна часть пионеров начинает перед ним лебезить, а другая стремится перевоспитать, задабривая всяческими «ништяками» («Я ему в детективчики „Педагогическую поэму“ Макаренко всунул!»). Васечкин быстро входит во вкус нового положения, хотя в отличие от Хлестакова со временем начинает им тяготиться.

Что касается песен, то их во втором фильме стало не просто больше… Первая серия «Хулиган», по сути, почти превратилась в полноценный мюзикл. И мне этот мюзикл очень понравился! Во многом потому, что, в отличие от первого фильма, песни находились с сюжетом в неразрывном единстве. Их тексты, написанные всё тем же Алениковым, были крайне остроумны, а главное — близки и понятны каждому советскому школьнику.

Зачем человеку каникулы —
Задумывался кто-нибудь?
А человеку каникулы
Затем, чтоб отдохнуть!
Зачем человеку каникулы?
Чтоб каждый день кино.
А в лагере каникулы —
Мучение одно!

Музыка Островской тоже стала ещё лучше. Если в первом фильме мне запомнились от силы три песни, то во втором — добрая половина.

Безусловным музакальным хитом серии «Хулиган» стала песня «Пойми меня, пойми», в которой Васечкин пытается сказать Анке правду и где «общественные» нотки уморительно смешаны с «романтическими».

Васечкин:
Поверь, я сердцем чист.
Враньем по горло сыт.
В душе я активист
И даже следопыт.

Анка:
Не верю ничему,
Меня не проведешь.
В отряд тебя приму,
В отряд тебя приму,
Но ты —

Даша:
сплошная ложь.

Васечкин:
Поверьте, запутался жутко,
Как дальше теперь мне жить?
Ведь это была только шутка.
Ведь это была только шутка.

Анка:
Не смей с коллективом шутить!

Иронический накал усиливался тем, что песня была написана в стиле страстного танго, которое исполняли герои. Интересно, что здесь мы можем видеть первые «па» Егора Дружинина, которые он разучивал прямо на съёмочной площадке под руководством своего отца.

Надо сказать, что вся хореография в «Хулигане» поставлена очень изобретательно и может служить образцом для подобного рода фильмов. Как известно, впоследствии Егор пойдёт по стопам папы и тоже станет известным хореографом (его, к примеру, можно увидеть в жюри шоу «Танцы»).

Когда в 1988 году выйдет пластинка с песнями из «Петрова и Васечкина», то окажется, что на ней текст этого танго звучит несколько иначе. Зачем реплику Даши «Сплошная ложь» изменили на жаргонное «Какой балдёж», мне совершенно непонятно — звучит по-дурацки.

А вот другую правку, где вместо «И даже следопыт» стало «И красный следопыт», понять можно. Напомню, что во времена СССР «красными следопытами» назывались пионеры, разыскивающие информацию о забытых или малоизвестных советских героях (прежде всего, участниках войны). Возможно, в момент выхода фильма конкретное упоминание серьёзного общественного движения в столь шутливой форме сочли неуместным.

Кстати, нечто похожее произошло и в первом фильме, где Васечкин задаёт шуточный вопрос из советского детского фольклора: «Ты за Солнце или за Луну?» Петров выбирает правильный ответ «За Луну», что значит «За советскую страну»«За Солнце», насколько я помню, значило «За пузатого японца»). Так вот этот безобидный и даже патриотичный ответ режиссёру пришлось заглушить школьным звонком на перемену.

В основу второй серии «Каникул» — «Рыцарь» — лёг «Дон Кихот» Сервантеса. В ней Петров и Васечкин воображают себя героями знаменитого романа и сбегают из пионерского лагеря, чтобы совершать подвиги во имя «прекраснейшей» Маши Старцевой. Хотя по сюжету действие происходит в Грузии, из-за дороговизны съёмки решили перенести в Молдавию, где роль Кавказских гор сыграли Карпаты.

Сама история получилась не столь захватывающей, как в «Хулигане», но песни были не хуже. Особенно запоминающимися стали боевые композиции про рыцарей.

Что касается вокала, то в «Каникулах» мы снова можем слышать уже знакомые по первому фильму голоса Кости Гаврилова (Васечкин) и Лены Делибаш (Оля Добкина, Даша). Появились и новые исполнители: например, за учительницу французского — Инну Андреевну — пела известная эстрадная певица Ирина Понаровская, а за Машу Старцеву — Радка Марешова из Чехословакии.

Но особенно отличился во втором фильме Алёша Новиков. Этот мальчишка умудрился исполнить не только мужские партии (Петрова, Алика, Лёши), но и партию Анки.

Алексей Новиков (http://forum.vasechkin.ru/):
«В то время я пел в Камерном Музыкальном Театре под художественным руководством Покровского Б. А., в детской труппе. Несколько раз принимал участие, как сейчас говорится, в кастингах на разные роли в „Мосфильме“. С Владимиром Алениковым мы встретились первый раз на просмотре детей для участия в съёмках „Каникул“. Чуть позже мне предложили озвучивать фильм, и я согласился… После окончания записи песен к фильму я продолжил петь в театре (кстати, Елена Делибаш, тоже пришла петь в театр).

…О работе с Татьяной Островской могу сказать только одно! Она Потрясающий человек! Музыку, которую она написала… Это не просто музыка к словам — это маленькая жизнь для героев этого фильма! По поводу интонаций песен, которые мы с Костей исполняли, Татьяна Островская говорила нам, что должен чувствовать наш герой, во время того или иного исполнения, и мы старались выражать эти чувства…».

По словам Новикова, самой трудной для него оказалась грустная песня («Ну вот беда подкралась подлая…»), которую исполняет Петров, когда ищет в горах потерявшегося Васечкина.

Алексей Новиков:
«В конце пришлось нелегко, там слова заканчиваются, а вдох сделать практически не было возможности…».

Напоследок стоит упомянуть, что большая часть фонограммы записывалась в Полтаве усилиями группы ФЕСТИВАЛЬ, уже прославившейся саундтреком к «Д'Артаньяну и трём мушкетёрам», а остальное было записано на московской студии «Мелодия»…

Давно уже ушли в прошлое пионеры, но фильмы про Петрова и Васечкина стали «культовыми» и до сих пор смотрятся с интересом. В 2000-х годах Алеников даже хотел снять сиквел о повзрослевших героях своей саги. По его словам, Петров должен был стать учителем, Васечкин — журналистом, а Маша — дизайнером, которую похищал бывший хулиган (а ныне — олигарх) Гусь. Но не снял. И слава Богу.

P. S.: Отдельное спасибо сайту vasechkin.ru, где я почерпнул для этой статьи немало полезной информации.

Статья опубликована в выпуске 25.02.2019

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: