Эту историю обнародовала в дни празднования 20-летия Победы тульская областная газета «Коммунар». Публикация подписана: «Б. Шпитальный, Герой Социалистического Труда». Через пару лет о том же написал популярный журнал «Техника — молодежи», да и в дальнейшем на страницах периодических изданий различного ранга то и дело фигурировал лестный для туляков эпизод со ШКАСом под стеклянным колпаком.
Борис Гаврилович Шпитальный был тесно связан с Тулой. По окончании Московского механического института он, немного поработав в столичном Научном автомоторном институте, перешел в проектно-конструкторское бюро оружейного завода и оформил первую патентную заявку — на приспособление к механизму пулемета для извлечения патронов из ленты.
Вскоре Шпитальный предложил проект скорострельного авиационного пулемета, привлекавший смелостью конструкторских решений. Для помощи в доработке проекта к молодому инженеру прикрепили опытного конструктора Иринарха Александровича Комарицкого. Вместе они занимались доводкой чертежей и изготовлением макета, вместе проверяли на заводском стрельбище специально сделанным прибором правильность нового принципа питания пулемета патронами, «стрельба шла четкая», как говорится в акте комиссии.
В июне 1930 года было выдано задание на изготовление пулемета. К этим работам привлекли лучших специалистов оружейного дела из проектно-конструкторского бюро ТОЗа. В середине осени появился первый образец, но и в дальнейшем еще несколько лет заводские конструкторы трудились над совершенствованием ШКАСа.
Необходимость в скоростном авиапулемете была так остра, что его освоение взяло под постоянный контроль высшее военно-политическое руководство страны.
«В течение 1931−1933 мне выпало большое счастье быть в Кремле три раза, и каждый раз мы получали ценные указания и помощь при выполнении столь ответственного задания», — отмечал Комарицкий.
Но куда чаще бывал «в верхах» Борис Гаврилович, именно в то время у него завязались хорошие отношения с Орджоникидзе, Тухачевским, Ворошиловым и самим Сталиным. Не удивительно, что немного позже, при организации в 1934 году опытно-конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения (ОКБ-15), его начальником и главным конструктором назначили 32-летнего Бориса Шпитального.
- На вооружение советской авиации ШКАС — 7,62-мм авиационный пулемет системы Шпитального-Комарицкого — был принят 11 октября 1932 года. Это был первый в мире пулемет, спроектированный специально для авиации.
Исключительно высокий темп стрельбы достигался за счет короткого хода подвижных частей и совмещения ряда операций перезаряжания. Эффективность огня повышалась специально созданными патронами с трассирующими, зажигательными и бронебойно-зажигательными пулями.
Из истории оружия: освоение выпуска ШКАСов шло трудно, отмечал в «Записках наркома» бывший директор ТОЗа, впоследствии нарком вооружения и нарком боеприпасов Борис Ванников. По его словам, авторы конструкции плохо отработали чертежи, вносили в них множество изменений уже после запуска в серийное производство. При испытаниях допускали нарушения условий, давали необъективные оценки выявленных недочетов, что было связано с «особым» положением конструкторов, а это, в свою очередь, предопределяло новые и новые исправления.
«Конструкторы же, пользуясь тем, что им верили на слово, вначале стремились переложить на промышленность даже свои собственные ошибки. Это усиливало нервозную обстановку, в которой часто происходили заседания, и вело к „особым мерам“. Так, по жалобе конструкторов был арестован главный технолог производства пулемета ШКАС инженер Сандомирский, обвиненный в саботаже. Готовили репрессии в отношении других специалистов».
Ванников был вынужден обратиться к Сталину. В результате репрессии приутихли, «была создана большая группа квалифицированных специалистов… они заново переработали чертежи и провели тщательные расчеты размеров и допусков». Эти и другие принятые меры обеспечили выпуск ШКАСов для ВВС «в требуемом количестве».
- Если в 1933 году было изготовлено 365 авиапулеметов, то в 1940 году их производство возросло до 34233 штук.
За выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года Шпитальному было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» № 5. Комарицкого и других конструкторов-участников разработки и освоения ШКАСа также отметили наградами, но менее высокими.
ШКАС и его последующие модификации устанавливались «на самолеты вплоть до Великой Отечественной войны», отмечается в монографии «Оружие Победы» (М.: Машиностроение, 1985). Но бурное развитие авиации уже требовало более мощного оружия. И накануне войны оно появилось.
- В апреле 1941 года был принят на вооружение и серийно выпускался в Туле пулемет УБ-12,7, ставший одним из основных видов авиационного оружия.
Так что ШКАС, проигрывая новым образцам в калибре, уже никак не мог сыграть большой роли в Великой Отечественной. Хотя на фронте, конечно, любой ствол был важен и нужен.
У истории о ШКАСе под стеклом «никаких документальных подтверждений» нет, деликатно отмечает в книге «Вооружение советской авиации 1941−1991» Александр Широкорад:
«Есть только в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге пулемет ШКАС, действительно взятый советскими войсками в Берлине. Но сей экземпляр никакого отношения ни к имперской канцелярии, ни к Гитлеру не имеет. Немцы уже в 1939 г. снимали со своих самолетов 7,92-мм пулеметы, а в середине войны решили отказаться и от крупнокалиберных 15-мм пулеметов и 20 мм пушек, и перейти на оптимальный 30-мм калибр. Так что сей пассаж можно отнести к фантазии почтенного конструктора».
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!