В его опроснике было полтысячи ассоциаций с разными эпохами жизни страны, личной жизни каждого отдельного человека и знаковыми событиями (в любом аспекте). Мне это показалось интересным, и я составила свой собственный список ассоциативных параллелей.
Но поскольку слишком «обнажаться» самой не хотелось, я решила в качестве примера «допросить» лучшую подругу, которую знаю с детства. По крайней мере, мы из одного поколения. Ответы же моего младшего сына и друзей из его дженерейшн (к ним я тоже приставала, и ребят из квартиры как ветром сдуло) меня несколько озадачили. Кроме «We are the champions» группы «Queen», наши вкусы ни в чем не совпали. И не удивительно. У каждого времени приметы свои.
Итак, вернусь к подруге Лене. Кое-где наши ассоциации перекликаются, но в главном она, моя чуть ли не половинка, открылась с совершенно новой стороны.
Кстати, имя Лена было очень популярно, когда мы появились на свет. Все мы были Ленами, Ирами, Наташами, Светами и Олями. Что-то у родителей с фантазией было негусто. Потом появились Виолы (сыр?), Анжелики (культовый фильм с Мишель Мерсье?), Марии (не потому что исконное, а потому что «Просто Мария», слава богу, хоть не Изаура), Анастасии («Ты отдай мне в невесты Настю, дай мне в жены Анастасию») и другие.
Я не просто так начала перечислять женские имена. Часто мелодия или песня нравились девушке потому, что в ней звучало ее имя. У меня самой слезы на глаза наворачивались от «Натали» Хулио Иглесиаса (автор музыки и первый исполнитель — Жильбер Беко), а вариант той же песни, где вместо имени звучало «nostalgie», нравился меньше.
Кстати, мелодия Ж. Беко была явно позаимствована из очень популярного русско-цыганского романса «Очи Чёрные». И первый, и второй исполнители были убеждены, что самое популярное русское имя — это Наташа, Натали. А Иглесиас, иногда вставлявший вместо имени слово nostalgie, считал, что занятие предаваться ностальгии — это такой себе национальный русский вид спорта, им, жизнерадостным испанцам, непонятный. Так и появился на свет хит в русском стиле, как его понимали француз и испанец.
Nathalie
en la distancia
tu recuerdo
vive en mí.
Итак, вернусь к подруге Лене. Я решила ее сильно не мучить, предложила только несколько тем, присутствовавших в списке бесфамильного Александра, и попросила вспомнить и описать связанные с ними мелодии и чувства:
- Школа.
- День Победы.
- Ностальгия.
- Детство.
- Красивая история, похожая на сказку.
- Руководство к действию.
- Уже не нравится.
- Царапает, или Мурашки по коже.
- Нелюбимые.
Школа
Со словом «школа» у Лены оказалась масса ассоциаций, от плохих — до нейтральных, и от них — до самых прекрасных.
Плохие
«Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе»
Плохой ассоциация оказалась потому, что в свое время Лену, как маленькую и некрасивую девочку, «конкретно» обижали и одноклассницы, и мальчишки. Хотя бы тем, что не замечали. А учителя как раз замечали, что она не любит вычитать и умножать, то есть математику.
Песня появилась, когда Лена уже училась в старших классах, но неприятная ассоциация родилась тут же.
Нейтральные
«Ленин всегда живой». Замечательная музыка С. Туликова на слова Л. Ошанина, ну нужно было советским поэтам, если они хотели печататься, иногда обязательное задание на лояльность сдавать. Красивую, кстати, песню надо было исполнять на утренниках и линейках.
Причем мелодия Лене нравилась, смущало, что великий вождь у нее был отнюдь не «в каждом счастливом дне». Забывала о великом дедушке очень даже часто, за что себя периодически ругала.
Хорошие и очень хорошие
«Школьные годы чудесные,
с дружбою, с книгою, с песнею»
слова Е. Долматовского, музыка Д. Кабалевского.
Песня, не нравившаяся в первых классах, вдруг пронзила в выпускном. То, что в первых классах не любила математику и некоторых одноклассников, забылось.
А следующая, очень любимая, одному из подросших одноклассников и была «посвящена», потому что в 10-м, последнем тогда классе, они ее вместе отрешенно слушали, под нее танцевали и целовались. Это была «Эти глаза напротив» в исполнении Валерия Ободзинского (музыка Д. Тухманова).
Еще Лена назвала «Говорят, что не красиво… отбивать девчонок у друзей своих» («Алешкина любовь» в исполнении ВИА «Веселые ребята»). Грустную песню Лена восприняла как личную, потому что в ней рассказывалось о том, как ее парень, ее любимые «глаза напротив», отбил ее, Лену, у своего друга в выпускном классе. Это случилось прямо на вечере, посвященном Новому году.
Вроде бы печально, но девичьему сердцу приятно, такая себе ирония судьбы. Об одноименном фильме будет рассказано дальше.
День Победы
Трудно было выбрать, однозначно все песни — Да с большой буквы. А самая любимая, как у миллионов наших соотечественников — это одноименная песня Д. Тухманова — «День Победы».
Кто помнит, что песню, написанную на слова Владимира Харитонова к празднованию 30-летия Победы в Союзе композиторов Советского Союза, сначала приняли более чем холодно. Несерьезный и слишком молодой композитор Давид Тухманов, малоизвестная певица, она же его жена, Татьяна Сашко, а ритм будущего советского Гимна Победы и вообще ни в какие двери — забугорное танго, почти неприличный танец!
Песню зарезали и вспомнили о ней только в ноябре 1975 года, когда на концерте к празднику Дня милиции ее исполнил Лев Лещенко. Причем молодому певцу, идеологически и патриотически подкованному исполнителю, пришлось втихую протащить будущий хит под носом у высокого руководства телевещания в прямой эфир. Ажиотаж, вызванный песней и ее исполнение на бис превратили буржуазное танго в советский гимн, Гимн Победы.
На второе и третье места Лена поставила «С чего начинается Родина» (В. Баснер на слова М. Матусовского, в фильме «Щит и меч» ее исполняет М. Бернес) и «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» (музыка В. Соловьёва-Седого на стихи А. Фатьянова). В комментариях ее короткий список не нуждается.
Если уж говорить о Марке Бернесе и о птицах, то к ее «Соловьям» я бы добавила свои любимые «Журавли» (музыка Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова). Кстати, это была последняя запись великого певца — тяжело больной артист согласился записать песню в студии и сделал это с одного дубля. Вскоре его не стало.
Но мы говорим об ассоциациях подруги, а не моих, я их только комментирую.
Ностальгия
О, чего тут только нет, смешались в кучу кони и звери. Так вот, о последних: ее любимой песней как раз и была «Кони-звери» в исполнении Муслима Магомаева (а мне еще нравилось исполнение Радмилы Караклаич, была такая югославская певица).
Для тех, кто намного моложе и не помнит, что такое Югославия, объясняю: была среди стран социалистического содружества такая почти капиталистическая страна, которая в 1990 году распалась и наделала много шума. Из нее образовались целых 6 независимых государств: Сербия, Хорватия, Словения, Македония, Черногория и Босния и Герцеговина. В одних из них мы любим теперь отдыхать на берегу Адриатики, в другие мигрируем в поисках лучше оплачиваемой работы, третьи в бурых ямах от сравнительно недавних бомбежек объезжаем стороной…
Детство
«Куба — любовь моя! Остров зари багровой» (А. Пахмутова на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова). Эта песня была любима Леной чуть ли не с пеленок, так мы за далекую кубинскую революцию переживали.
Сама Александра Пахмутова пишет:
«Я стремилась придать песне мужественный характер, и в то же время подчеркнуть её национальный колорит… маршевая мелодия звучит как бы на фоне сопровождения гитарных переборов в характерном танцевальном ритме».
Вот так латиноамериканские ритмы легли в основу самых героических советских песен.
И вслед за эпической Кубой у Лены стоит настоящий шлягер «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов на слова Ю. Энтина в исполнении трио «Меридиан», помните такое?) и «Большой секрет для маленькой компании» (Татьяна и Сергей Никитины, на слова Юны Мориц) — достаточно предсказуемые хиты, но характерны не для нашего поколения, так же как и песня кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» (слова известного писателя-сатирика А. Хайта, музыка Б. Савельева).
Здесь Лена наверно, перепутала песни своего детства и детства своего ребенка, так часто бывает с мамами.
Нелюбимые
Совсем неожиданно под раздачу попали невинные «Ландыши»:
«Ты сегодня мне принес не букет из пышных роз».
Знаменитый композитор О. Фельцман рассказывал, что собирался ехать отдыхать на юг, а тут его «попросили» быстренько написать веселую летнюю песню к какому-то празднику…
Отказать в такой «просьбе» было нельзя, можно в следующий раз, как минимум, путевку не получить. Он выбрал стихи О. Фадеевой — и через 15 минут песня для летней концертной программы в театре «Эрмитаж» была готова, композитор спокойно улетел на отдых. И вдруг в письме ему сообщают: «Оскар, вся Москва поет твои «Ландыши!»
Почему же у Лены такие странные отрицательные ассоциации с непритязательной легкой песней?
А потому, что, когда родители что-то отмечали у себя дома, ее сначала сажали среди многочисленных гостей за стол, а когда все было съедено, одна из гостий садилась к пианино и запевала эти самые… Лене хотелось послушать, а взрослые кнутом и пряником почему-то спроваживали ее погулять во дворе. Кто знает, возможно, после «Ландышей» наступала очередь анекдотов, до которых девочка еще не доросла.
Дальше у меня опять шок: «Ах, здравствуй, аист, мы наконец тебя дождались!» (музыка А. Островского, слова В. Семернина). В первых классах школы Лене объяснили, что это пошлятина, и советские школьницы должны думать не об аистах, после которых чей-то «сын научится шагать», а о Ленине и Родине. В крайнем случае — о пионерии, школе и маме.
У Лены ассоциация закрепилась так сильно, что потом и сына не хотела. Родилась дочь.
Для всех, кто будет не согласен с содержанием статьи- ради бога! Это же совершенно субъективные вкусы и пристрастия. Потому буду рада, если песни кому-то о чем-то напомнят или вызовут другие, личные воспоминания. Поэтому от меня не будет никаких комментариев, Как писал великий (я воспринимаю его именно так) Борис Окуджава:
Как он дышит,так и пишет,
не стараясь угодить...".
0 Ответить
Очень интересные статьи о персональных пристрастиях и вкусах в музыке.
Ну, как и Вы, о себе мне не хочется рассказывать, а вот мой друг Дима имеет очень похожие пристрастия в музыке. Хотя тут ничего странного - раз Дима с Леной примерно одного возраста.
Но рассказывать о них конкретно и под запись с последующей публикацией Дима отказался.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, спасибо за оценку и за комментарий. И Лену пришлось долго уговаривать, и зовут ее не Леной...
0 Ответить