Перейти к предыдущей части статьи
Мурашки по коже
Вы, наверно, обратили внимание, что в списке Лены отсутствуют симфонические или классические произведения. Возможно, потому, что она росла в семье, где больше любили популярную музыку, соответственно, любовь передалась и дочери.
Но для одного произведения моя подруга сделала исключение — это «Адажио Альбиони» (Ремо Джадзотто), которое сегодня хоть раз в жизни слышал любой неравнодушный к музыке человек. Оно впервые было опубликовано в 1958 году, но в те годы в Советском Союзе вожди больше почитали балет и оперетту, по радио или в телеэфире произведение не прозвучало.
Интересна история этого адажио. Современный композитор Джадзотто не присвоил себе чье-то детище, а, наоборот, приписал своей музыке имя композитора эпохи барокко Tomaso Giovanni Albinoni.
Сам Ремо был не только композитором, но и искусствоведом, в частности, автором биографии не очень известного ценителям музыки Т. Альбиони. Джазотто уверил всех, что, очутившись в 1945 году в земельной библиотеке разрушенного нацистами Дрездена, случайно нашел фрагмент музыкально произведения, явно принадлежавший венецианскому композитору эпохи позднего средневековья Альбиони (1671 — 1751). Сам же Джадзотто лишь несколько перестроил музыкальное произведение, изменил аранжировку, и сегодня пьеса стала достоянием широкой публики.
Адажио Альбиони или композиции, основанные на нем, исполняли такие кумиры, как скрипач Давид Гаретт, британская сопрано Сара Брайтман, тенор Давил Д’Ор, популярнейшие в разное время эстрадные звезды певец Демис Руссос и Лара Фабиан, группа Doors и многие другие.
Но Лена выделила то исполнение, от которого и у меня замирает сердце. Это Дмитрий Хворостовский (светлая память великому певцу!) и российская группа КВАТРО, основанная в 2003 году четырьмя друзьями-музыкантами.
А еще в ее списке была потрясшая весь Советский Союз песня «Люди мира, на минуту встаньте!». Это песня-эпоха «Бухенвальдский набат», слова Александра (Исаака) Соболева, музыка Вано (Ивана) Мурадели. Композитор был признан властью и народом, имел звания Народного артиста РСФСР и Народного артиста СССР.
Из Википедии: Бухенвальд (нем. Buchenwald, буквально — «буковый лес») — один из самых больших концентрационных лагерей на территории Германии. Был основан в июле 1937 года, и до апреля 1945 года в нём было уничтожено более 50 000 евреев и людей других национальностей.
Стихи же поэтом-евреем Исааком Соболевым были написаны буквально за пару часов — он услышал по Всесоюзному радио сообщение о том, что на месте Мемориала памяти жертв нацизма «Бухенвальд» возвели увенчанную колоколом башню. Но ни в одном издательстве его стихи принимать не хотели. И только в газете «Труд» в 1958 году стихотворение увидело свет. Вот тогда Соболев и решился послать его непосредственно знаменитому Вано Мурадели. Последний, получив текст, позвонил малоизвестному поэту и сказал, что пишет на его стихи музыку и плачет…
В 1963 году песня прозвучала в передаче «Голубой огонёк» в исполнении Муслима Магомаева, причем было упомянуто только имя композитора песни, автора слов как будто и не существовало. И. Соболев умер в 1986 году практически в нищете, хотя пластинки с его песней продавались миллионными тиражами. Неназванному автору гонорар не полагался.
Вот такая выборка получилась. Я, грешным делом, села за компьютер и кое-что прослушала еще по разу. То, что когда-то цепляло, больше не задевает, а что-то неожиданно вызвало слезы.
А каковы ваши любимые и не очень ассоциации с песнями и музыкой?
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...