В нашей стране (а до этого в СССР и Российской империи) исторически сложилось так, что такие соединения, предназначенные для вероятных боевых действиях на реках, именуют речными флотилиями.
Амурская военная флотилия, Волжская военная флотилия, Донская военная флотилия, Енисейская военная флотилия, Днепровская и так далее… Крупных рек в нашей стране всегда хватало, вот и военных флотилий на них — тоже.
Известно, что после 1917 года и войны с Советской Россией к Польше отошли огромные территории на западе Белоруссии и Украины. Польское правительство озаботилось охраной этих новых территорий и решило организовать там кроме военных гарнизонов ещё и речную флотилию.
Это представлялось вполне уместным шагом — усилить сухопутные польские части специальными военными кораблями. Белоруссия, как известно, довольно густо усеяна большими озёрами и достаточно крупными реками, поэтому компактные военные суда на реках не выглядели бы странно.
В общем, польские власти организовали Висленскую (Вислянскую) речную флотилию, которую укомплектовали судами, выстроенными на своих же верфях.
Суда (они относились к классу мониторов), которые планировались для службы на реках, комплектовались двумя (тремя) орудиями, и 3−5 пулемётами. Позднее на них установили прожекторы и специальные пулемётные установки для стрельбы по самолётам.
Специально с учётом речных отмелей и перекатов осадка таких судов была небольшой — от 40 до 90 сантиметров. Длина же таких речных мониторов не превышала 35 метров. В общем, компактные речные военные корабли со своими специфическими задачами.
После 1920 года часть судов из Висленской речной флотилии дошла своим ходом до Пинска (тогда вошедшего в состав Польши) и влилась в состав польской Пинской флотилии. В 1926 году Висленская флотилия была расформирована, и оставшиеся суда оттуда также перевели в Пинск.
Самое интересное то, что польская Пинская флотилия так и не воевала. Когда Германия напала на Польшу, польские моряки из описываемого военного соединения поняли, что пока они будут на своих судах добираться до передовой, то воевать будет уже бессмысленно.
Тогда было принято решение затопить корабли в Припяти, а командам добираться на фронт с другими соединениями. Вероятно, польские моряки всё-таки успели повоевать с немцами.
Скоро западная Белоруссия и западная Украина отошли к Советскому Союзу. И тогда решили организовать уже советскую Пинскую речную флотилию. Более того, советское руководство знало о затопленных кораблях и приняло разумное решение — поднять их на поверхность и вернуть в строй.
А смысл поднимать, конечно же, был. Ведь за несколько лет до рокового для Польши 1939 года суда польской Пинской речной флотилии прошли серьёзную модернизацию. У них была заменена броня на хромоникелевую, установлены новые (более мощные) двигатели, а также уменьшена осадка. Всё это улучшило тактико-технические характеристики польских кораблей.
Советская Пинская речная флотилия перед самой войной насчитывала 87 судов различных типов. И следует заметить, что в первые месяцы Великой Отечественной войны это войсковое соединение решило ряд серьёзных задач.
В первые дни войны Пинская речная флотилия занималась охраной наших частей, перевозкой через реки раненых и беженцев. Первый бой корабли флотилии приняли 26 июня 1941 года.
Для грамотного решения оперативных задач вся флотилия вскоре после начала войны была поделена на три отряда: Днепровский, Припятский и Березинский.
Последний сильно отличился в июле 1941 года. В это время немцы были под Смоленском, ведя тяжёлые бои с советскими частями. Для выравнивания ситуации и облегчения положения советских частей был предпринят контрудар под Бобруйском. То есть там, где действовал Березинский отряд Пинской флотилии.
Немцы (благодаря взаимодействию советских моряков и пехоты) под Бобруйском были задержаны на восемь дней. Однако затем захватчики подтянули свежие силы. И самое главное — они соорудили переправу под деревней Паричи (недалеко от линии фронта). По этой переправе потоком шли в бой всё новые и новые соединения фашистов.
Советские части пытались уничтожить переправу с помощью бомбардировок, но ничего хорошего из этого не получилось. Тогда наше командование приняло смелое и необычное решение — атаковать переправу с реки, то есть с Березины. Для этого выделили монитор «Смоленск», три бронекатера и большую группу бойцов.
Как нашим судам удалось скрытно подобраться к немцам? Во-первых, они выдвинулись в путь в сумерках. Во-вторых, все корабли шли малым ходом и их затемнили. Более того, советские суда использовали подводный выхлоп!
В общем, наши корабли беспрепятственно пересекли по реке линию фронта и высадили десант на берег Березины для прикрытия судов и корректировки огня.
В десять часов вечера гаубицы с монитора «Смоленск» дали первый залп, затем случилась с нашей стороны быстрая корректировка огня, и процесс уничтожения свежей немецкой переправы принял необратимый характер. Что и требовалось получить.
Немцы ответили на наш огонь с заметным опозданием. Впрочем, немецкую батарею «Смоленск» быстро заставил замолчать.
Однако когда наши суда стали уходить обратно, они попали в засаду. Немцы успели подогнать к удобному для них месту (ниже по течению) танки и орудия. В результате «Смоленск» получил повреждения, а один из бронекатеров затонул.
Тем не менее, прорвавшись сквозь огонь немцев, «Смоленск» относительно благополучно добрался до расположения советских частей. Дело было сделано: по поступившим через некоторое время данным нашей разведки, в этом смелом речном рейде советские суда уничтожили до ста единиц бронетехники и саму переправу!
Однако через месяц, то есть в августе 1941 года, корабли Пинской речной флотилии совершили ещё один, без преувеличения, подвиг. Как раз в то время, когда наши войска продолжали отступать и требовалось поднять (пусть и немного) боевой дух советских солдат.
Случилось так, что во время отступления советских частей мост через Днепр у селения Окунинова не успели уничтожить. Мост там был серьёзный, основательный, и, конечно же, по нему стали двигаться немецкие части.
Наше командование отдало приказ: уничтожить переправу любой ценой. И приказ был выполнен. Причём немцы попытались навести понтонный мост ниже Окунинова, но и там их достали советские суда.
К 30 августа 1941 года немецкие соединения заняли оба берега Днепра (километров на 50) южнее устья Припяти. В результате семь кораблей Пинской флотилии оказались заблокированными. Впрочем, наши моряки решили не сдаваться, а прорываться к своим.
В результате боя три советских корабля затонули, а вот четыре смогли вырваться и добраться по Днепру до Киева. Но среди них не было «Смоленска». Тот до последнего курсировал от одного берега Десны до другого, переправляя бойцов, а также боеприпасы и раненых. Лишь 11 сентября, перебросив на левый берег Десны последние группы советских солдат, «Смоленск» покинул строй славных советских кораблей: капитан отдал приказ затопить корабль, а уцелевшим матросам двигаться вместе с сухопутными частями.
И судя по архивным документам, моряки Пинской речной флотилии и на суше очень успешно сражались с фашистами…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...