Миноносцы были построены в Петербурге на Невском заводе. В Порт-Артур их переправляли в разобранном виде по железной дороге. Такие суда имели небольшое водоизмещение. Вооружены они были четырьмя артиллерийскими орудиями и двумя торпедными аппаратами. Зато скорость миноносец развивал около 26 узлов. Для обслуживания судна было необходимо в среднем 50 человек экипажа.
Миноносцы чаще всего выполняли вспомогательные функции. Но это не умаляет их заслуги в войне. Существует немало интересных фактов об их участи в сражениях.
В бою миноносцы держались каждый своего крейсера или броненосца. Их задачей было спасти из воды моряков, если корабль начнет тонуть. Так в Цусимском сражении экипаж миноносца «Буйный» спас с тонущего броненосца «Ослябя» 203 человека.
Нельзя обойти вниманием и героическое сражение «Стерегущего» с превосходящими силами противника. Столкновение произошло вблизи Порт-Артура.
Русские миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались с разведки, когда встретились с японскими кораблями, которые открыли по ним огонь. «Решительный» смог прорваться в Порт-Артур, а «Стерегущий» принял неравный бой. В результате он был изувечен снарядами, из экипажа уцелело четыре человека, которые попали в плен. По легенде, двое моряков сумели открыть кингстоны и затопили «Стерегущий». Но следственная комиссия выяснила, что на миноносце не были предусмотрены механизмы затопления.
Японцы попытались буксировать изуродованный миноносец, но трос лопнул и судно, получившее пробоины ниже ватерлинии, пошло ко дну. Когда оставшиеся в живых моряки вернулись из плена в Россию, они были награждены Георгиевскими крестами.
Неоднозначно и отношение современников к действиям экипажа миноносца «Решительный». По воспоминаниям очевидцев, сослуживцы холодно, если не сказать враждебно, встретили моряков. По морально-этическим нормам командир судна поступил не по-товарищески, бросив «Стерегущий» на растерзание противнику. А как же русская поговорка «Сам погибай, а товарища выручай»? Но адмирал
Ознакомившись с Морским Уставом, я нашла статью, которую приведу дословно:
«если корабль находится в опасности, командиры ближайших кораблей обязаны оказать ему всевозможную помощь без ущерба, однако, успеху боя».
Тогда, по моему мнению, в данном случае действиям командира «Решительного» нельзя дать однозначную оценку.
Во время Русско-японской войны были и поистине невероятные стечения трагических обстоятельств. Так миноносец «Страшный» погиб по недоразумению.
Во время разведывательной операции близ Порт-Артура миноносец отстал от отряда. Почти всю ночь в непогоду он блуждал в поисках своих кораблей. К утру экипаж миноносца обнаружил огни, направился за ними и открыл свои позывные. Каков же был, вероятно, душевный удар для командира «Страшного», когда оказалось, что он движется за японскими судами. Но было уже поздно.
«Страшный» принял бой, который продлился полтора часа. Экипаж сражался на пределе человеческих возможностей. Чтобы добить русский миноносец, японцы приблизились к нему и стали расстреливать в упор, после чего изувеченный остов корабля ушел под воду. В живых осталось пятеро моряков, которые попали в плен.
Вновь и вновь перечитывая повествования о тех страшных событиях, понимаешь, что в любом бою важен каждый участник, каждая единица вооружения. Даже на небольших судах есть место подвигу. Исход сражения зависит не только от мощи вооружения и соотношения сил противника, но и от душевного состояния и боевого настроя команды. Это уже не раз подтверждалось на деле подвигами русских моряков!
Как-то странно определена задача миноносцев. Для написания статей подобного типа неплохо бы поглубже разбираться в вопросе. Таки-да, в экскадренном бою от миноносцев мало проку. Так в таком бою и от крейсеров, если честно, пользы немного. Там идет тупо швыряние болванками - у кого калибр больше и броня толще. Но много ли история знает масштабных эскадренных боев? Между активными фазами боя есть часы, когда корабли уходят из поля зрения друг друга или когда ночь наступает. Вот тогда миноносцы весьма нехилого шороха могут наделать, подкравшись в тумане или в темноте. Как ни крути, а торпеда - заряд посерьезнее главного калибра линкора.
А про вспомогательную роль вне эскадренного боя вообще улыбнуло - за пивом на миноносцах в соседний порт гоняли что-ли? У миноносцев была вполне определенная задача - внезапная атака, разведка, постановка заградительных минных полей. Другой вопрос, что в Русско-Японской войне тактическое руководство русским флотом было ужасным (за исключением короткой эры правления Макарова) и потенциал миноносцев практически не использовался. А вот японские миноносцы резвились на полную катушку.
0 Ответить
Вообще-то, достоверных фотографий контрминоносца "Стерегущий" не сохранилось, но остались словесные описания… Есть также многочисленные фотографии других порт-артурских контрминоносцев того же типа (например, упомянутого в статье "Решительного"), хотя некоторые незначительные отличия всё же имеют место. Лишь одна фотография, сделанная издали в Порт-Артуре, претендует на то, что на ней изображён "Стерегущий", но не со стопроцентной гарантией.
А в данной статье нет изображения ни "Стерегущего", ни "Страшного". Даже их типа (типа "Сокол") нет ни одного... Путаница в голове и в фотографиях, кроме самой первой - там, действительно, "Буйный".
0 Ответить
В ночь с 25 на 26 февраля 1904 года (по старому стилю), когда в разведывательный рейд отправились "Решительный" и "Стерегущий", на ночное дежурство во внешнюю часть прохода с моря в порт-артурскую гавань заступили два минных катера с эскадренного броненосца "Цесаревич", паровой катер с эскадренного броненосца "Полтава" и минный катер с эскадренного броненосца "Пересвет". Им в поддержку были приданы канонерские лодки "Отважный" и "Гиляк", стоявшие внутри бонового заграждения.
В отличие от русских, японцы о своих разведчиках всё же заботились, поэтому обеспечивавшие дальнее прикрытие своим истребителям-миноносцам японские лёгкие бронепалубные крейсера "Читосе" и "Такасаго" оказались около потерявшего ход и уже тонувшего "Стерегущего" на полчаса раньше, чем "срочно" вышедшие из Порт-Артура русские крейсера "Баян" и "Новик". Та же неприглядная картина наблюдалась через месяц с небольшим – гибель в неравном бою "Страшного". Причём оба русских контрминоносца погибли почти полностью со своими командами уже на пороге Порт-Артура (первый в 7 морских милях – в пределах дальности артиллерийского огня упорно молчавших русских береговых батарей, второй в 14 морских милях), и оба в то время, когда порт-артурской эскадрой командовал С.О.Макаров.
Изумляет в этих эпизодах и то, что русское морское командование подобный исход должно было предвидеть… Ведь японцы подлавливали выходившие в рейды и возвращавшиеся из рейдов русские контрминоносцы именно там, где они обязательно должны были появиться – вблизи их единственной базы в Жёлтом море. "Тревожные звоночки" звучали – но русским некоторое время просто невероятно везло.
И ещё один момент, который явственно проступает в вышеупомянутой книге "Порт-Артур. Действия флота в 1904 году". Русские контрминоносцы настырно выходили в ночные рейды "двойками" и очень-очень редко "четвёрками", а японские – не менее чем "четвёрками". Тут уж ясно, чем должна была закончиться для русских встреча с более быстроходными и лучше вооружёнными истребителями противника.
Подвиг русских моряков был заранее запрограммирован…
0 Ответить
Если выбросить из рассмотрения проблемы российского кораблестроения и низкое качество контрминоносцев отечественной постройки, то в ситуации со "Стерегущим" (а позже и с однотипным с ним "Страшным") напрашивается один и тот же вопрос: почему командование порт-артурской эскадрой (даже при числящимся у нас по сию пору в передовых и талантливых вице-адмирале С.О.Макарове) ничегошеньки не делало для обеспечения выхода контрминоносцев в разведывательно-диверсионные рейды и приёма их на обратном пути?
Вот сейчас передо мной лежит официальный дневниковый (день за днём) отчёт штаба порт-артурского отряда флота Тихого океана "Порт-Артур. Действия флота в 1904 году", Федеральная архивная служба России (Росархив), Российский государственный архив Военно-Морского Флота" (РГАВМФ), Санкт-Петербург, 2003 год. Отчёт в своё время был составлен капитаном 2-го ранга А.И.Лебедевым на основе сохранившихся документов, приказов и рапортов должностных лиц порт-артурской эскадры и впервые вышел в публичное обращение в 1910 году под названием "Перечень военных действий флота у Порт-Артура в 1904 году".
И что же там можно прочитать… Оказывается, в Порт-Артуре в лучшем случае осуществлялось дневное и ночное дежурство кораблей непосредственно в акватории прохода, связывавшего внешний и внутренний рейды, причём в дозор назначались, как правило, тихоходные канонерские лодки, те же контрминоносцы и даже совершенно ничтожные по своей боевой ценности паровые минные катера с броненосцев. Очень редко дозорными становились крейсера… Но и дозорным кораблям вовсе не поручались поддержка своих разведывательных контрминоносцев и выход в море им на выручку (в случае, если те в том нуждались), а вменялась в обязанность только охрана прохода…
0 Ответить
На фотографии запечатлён 350-тонный контрминоносец типа "Буйный" (или "истребитель", реже в литературе причисляемый к классу "эскадренный миноносец", хотя такая классификация в Российской Империи официально появилась только в 1907 году)
Контрминоносец "Стерегущий" относился совсем к другому проекту – к 250-тонному типу "Сокол".
0 Ответить
На фото явно не "Стерегущий" и тем более не "Страшный".
0 Ответить