Сергей Курий Грандмастер

Рок-н-роллы 1950-х. Как были написаны песни про куклу для вечеринки, любовницу из мечты и бессловесного подростка?

Я продолжаю скрести по сусекам поп-музыки 1950-х годов и сегодня представляю вашему вниманию очередную тройку хитовых рок-н-роллов…

Фото: Depositphotos

Buddy Knox — «Party Doll» (1956)

По словам самого Бадди Нокса, он сочинил свой главный музыкальный хит ещё подростком — в 1948 году, когда сидел за стогом сена на семейной ферме. Пойдя в колледж, парень быстренько нашёл компанию по интересам, сколотил собственную группу и вместе с Джимом Боуэном привёл песню «Party Doll» в законченный вид.

Однажды, выступая на радио, группа Нокса познакомилась с Роем Орбисоном, и он посоветовал ребятам записать песню на студии Нормана Петти (того самого, что продюсировал знаменитую группу Бадди Холли — The CRICKETS). Запись прошла без особых изысков — подпевать Нокс пригласил свою сестру и её друзей, а роль барабана играла простая картонная коробка из-под хлопка. Интересно, что сей незатейливый стук так понравится барабанщику CRICKETS, что тот попытается воспроизвести подобное звучание в песне «Not Fade Away».

Скан обложки диска

Первая партия синглов с «Party Doll» вышла в 1956 году тиражом всего полторы тысячи копий. Спустя год, когда песня стала региональным хитом, сингл переиздали.

На радио к «Party Doll» отнеслись по-разному. Говорят, одного диджея даже уволили за то, что он ставил её по шесть раз в день. Другой, напротив, отказывался крутить песню из-за строчки «Я буду заниматься с тобой любовью», которую счёл неприличной. А вот сегодня песню бы наверняка обвинили в сексизме. Ведь её герой, не скрывая, говорит девушке, что она нужна ему лишь как «кукла для вечеринки».

Несмотря на это, стоило Бадди Ноксу выступить на телешоу, как сингл пошёл вверх, пока не достиг первой строчки американского хит-парада.

Бадди Нокс:
«Я был очень „зеленым“. Только что я был на ферме в Хэппи, штат Техас, и вот я в „Шоу Эда Салливана“. Я никогда раньше не видел зданий выше трёх этажей…».

The COASTERS — «Yakety Yak» (1958)

Как оказалось, перевести название этого рок-н-ролла невозможно. Что не мешает нашим переводчикам упражняться в остроумии и переводить «Якети Як» как «Як так и сяк» (Илья Тимофеев) или «Як это так?» (Евгений Соловьёв).

Скан обложки диска

На самом деле фраза представляет собой просто невнятную речь, пустую болтовню. Именно так в песне воспринимают речь подростка его родители. Практически весь текст состоит из родительских указаний («вынеси мусор, помой полы, сходи в прачечную») и угроз («иначе не получишь карманных денег, не пойдёшь на вечеринку, не будет тебе никакого рок-н-ролла»). На все попытки подростка вставить своё «Якети Як!» ему отвечают лишь одно: «Не возражай!»

Казалось бы, противостояние «отцов и детей» — вполне типичная тема для подросткового рок-н-ролла. Однако авторы песни — Джерри Либер и Майк Столлер — утверждали, что заложили в неё куда более глубокий смысл. Мол, бессловесный и бесправный подросток символизирует афроамериканское население США, а его родители — белых англосаксов.

Недаром в истории песни первой ее записала чернокожая группа The COASTERS. Именно в её исполнении этот сатирический рок-н-ролл с энергичной партией саксофона возглавил американский топ в 1958 году.

Bobby Darin — «Dream Lover» (1959)

Кто сказал, что рок-н-ролл обязательно должен быть громким и хулиганским? Взять хотя бы хит Боба Дарина «Dream Lover». Он напоминает, скорее, мелодичную ускоренную балладу, герой которой проникновенно просит, чтобы девушка из его мечты явилась к нему во плоти и избавила от томящих фантазий.

Скан обложки диска

Думаю, многим эта старая песня памятна по сценке из кинокомедии «Горячие головы», где Чарли Шин выпендривается перед девушкой, исполняя безумные трюки на мотоцикле.

Интересно, что поначалу Бобби Дарин прославился тем, что сочинял хиты для других исполнителей (например, Конни Фрэнсис). И это при том, что парень был очень юн и не являлся профессиональным «обученным» сонграйтером. Свой собственный хит — «Splish Splash» (№ 3 в США) — он записал в 22 года, после того как поспорил с одним диджеем, что способен сочинить успешную песню, даже если она начинается с такой дурацкой строчки, как «Шлёп-шлёп, я принимал ванну».

А вот насчёт «Dream Lover» Дарин почему-то сомневался, хотя именно этот сингл принёс ему в 1959 году 1-е место. В том же году певцу удалось повторить успех со знаменитым зонгом «Mack the Knife» из «Трёхгрошовой оперы» Б. Брехта. Но это уже отдельная история

Статья опубликована в выпуске 23.07.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: