Сергей Курий Грандмастер

Рок-н-роллы 1950-х. Какая женщина первой стала исполнять рок-н-роллы, а какая - сочинять?

Наверное, одним из самых последних открытий в поп-музыке 1950-х годов для меня стала американка Ванда Джексон. Я и не подозревал, что в те годы могла существовать певица с таким «диким», по-настоящему рок-н-ролльным, голосом. Кто-то даже сравнил его с «динамитом, обёрнутым в наждачную бумагу».

Ванда Джексон Фото с обложки диска

От себя я бы добавил, что весь этот наждак и динамит прятался внутри довольно привлекательной женщины, что, как говорится, «добавляло эффекта»…

Wanda Jackson — «Fujiyama Mama» (1957)

Вообще-то, свою музыкальную карьеру Ванда начинала со стиля кантри, в который позже и вернулась. По её словам, именно она внесла в этот стиль изрядную долю гламура, выступая в ярких нарядах, многие из которых ей шила мама.

Ванда Джексон:
«Я была первой девчонкой в кантри-музыке, которая пела в обтягивающем платье, шёлковых нарядах с бахромой и с длинными серьгами в ушах».

Случилось так, что на одном концерте певица познакомилась с Элвисом Пресли, и тот убедил её использовать свой специфический голос в более подходящем стиле. Ванда послушалась и во второй половине 1950-х выпустила несколько ярких рок-н-ролльных синглов.

Самым лучшим синглом того периода лично я считаю песенку 1957 года с забавным названием «Fujiyama Mama». Сонграйтеры Эрл Барроуз и Джек Хаммер изначально сочинили её в ритм-энд-блюзовом стиле, но певица превратила «Фудзияму-маму» в задорное рокабилли. В этой песне Ванда продемонстрировала, наверное, все свои вокальные возможности: рычала, взвизгивала и даже икала.

Упоминание в тексте священной японской горы помогло «Fujiyama Mama» стать хитом № 1 в Стране восходящего солнца. Японцев даже не смутили такие кощунственные (на мой взгляд) строчки:

Я была в Нагасаки, и в Хиросиме тоже.
То, что я сделала с ними, детка, я могу сделать с тобой.
Ведь я Фудзияма-мама…
И когда я начну извергаться, никто не заставит меня остановиться…

Впрочем, в американские чарты «Fujiyama Mama» так и не попала. Это сейчас Ванду Джексон называют «первой леди рокабилли», а в 1950-е годы её синглы становились лишь региональными хитами.

В Национальный поп-чарт она пробилась лишь в 1960 году, благодаря синглу «Let's Have a Party». Но и эта песня дожидалась своей славы аж три года. Ещё в 1957 году её записал друг Ванды Элвис Пресли для фильма «Loving You», а спустя год и сама певица для своего первого альбома.

Ricky Nelson — «Stood Up» (1957), «Poor Little Fool» (1958)

В своём обзоре подростковых певцов — кумиров конца 1950-х, начала 1960-х годов — я уже упоминал имя Рики Нельсона. Но тогда я коснулся лишь его самого известного музыкального хита «Hello Mary Lou». А ведь у парнишки было немало других симпатичных рок-н-роллов

Скан обложки диска

Например, выпущенный в конце 1957 года «Stood Up» (№ 2 США). Его авторами числятся Деннис Ричард, Даб Дикерсон и Эмма Херольд. Песня с характерными ритмичными паузами исполнялась от лица парня, которого «продинамила» девушка. И хотя герой догадывается, что его любимая ушла на свидание с другим, он продолжает ждать её в условленном месте, как последний дурак.

Ещё более успешным стал сингл «Poor Little Fool» — про другого влюблённого дурака — «бедного и маленького». История этой песни гораздо интересней…

Начнём с того, что песню сочинила девушка — причём 17-летняя. Несмотря на юный возраст, Шэрон Шилли уже имела любовный опыт — в частности, у неё был роман с Доном Эверли из дуэта The EVERLY BROTHERS. Этот роман и вдохновил девушку на написание «Poor Little Fool» — песни то ли игривой, то ли циничной.

Она играла и дразнила меня,
Глядя беззаботным дьявольским глазом,
Она притянула меня ближе и поцеловала,
Но её сердце было полно лжи…

Для того чтобы выпустить песню, Шилли придумала хитрый план. Она подъехала прямо к дому Рики Нельсона и притворилась, что её авто сломалось. Добросердечный певец вышел, чтобы помочь, и тут же получил «в нагрузку» «Poor Little Fool».

Песня не показалась Нельсону особо перспективной, и он издал её на EP — с тремя другими композициями. А вот отцу (и по совместительству менеджеру) певца «Poor Little Fool» понравилась, и он своим авторитетом продавил её издание отдельным синглом. В отместку Рики отказался петь её на семейном телешоу и запретил публиковать на конверте сингла своё фото (это был единственный сингл, на котором не было его милой мордашки).

И всё-таки папа оказался прав. «Poor Little Fool» стал первым поп-хитом № 1 в карьере певца, а также первым американским хитом № 1, который полностью сочинила женщина. Впрочем, самой Шилли версия Нельсона не понравилось — по её мнению, песня должна была звучать куда быстрее и энергичнее…

Впоследствии девушка сочинит ещё немало песен — для Бренды Ли, Глена Кэмпбелла, Джеки деШэннон и других. Самым многообещающим был тандем Шилли с Эдди Кокраном, причём не только творческий, но и любовный (песня «Somethin' Else» — яркий тому пример). Однако его разрушила автомобильная авария, в которой Кокран погиб, а Шэрил получила тяжёлые ранения…

Статья опубликована в выпуске 24.07.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: