В общепонятном смысле соединились два древнегреческих слова — биос (жизнь) и этика (поведение).
Биоэтика изучает моральное отношение в обществе к целому ряду спорных моментов в жизни.
Но это очень расплывчатое определение требует более подробного разъяснения.
До 1970 года слова «биоэтика» не существовало, хотя о моральном аспекте в научной жизни дискуссия велась рядом ученых. Но они говорили лишь о частных действиях этичного плана, не объединяя их в цельную программу.
К концу минувшего века официально было признано появление новой науки, которая изучает нравственные стороны в развитии прогресса. При этом упор был сделан на моральную допустимость действий человечества с «корректировками» жизни, которые могут вызвать опасные для всех последствия и привести к вымиранию человека как вида.
Круг вопросов, которыми интересуется новая наука, повторяю, весьма обширен. На первое место даже трудно что-то поставить по важности, так как сюда претендуют несколько направлений. Но если ориентироваться на количество споров среди ученых, то, пожалуй, первое место у клонирования. С ним в обществе однозначно до сих пор еще так и не определились.
На второе место (по моему мнению) можно поставить суррогатное материнство. С моральной точки зрения ребенок, выношенный и рожденный другой женщиной, принадлежит ей, заключать здесь какие-либо сделки материального плана просто неэтично.
На третьем месте проблема искусственных абортов. Доказано, что любой аборт опасен для женщины. Но, тем не менее, такое прерывание беременности широко распространено в мире. Как следствие, после нескольких абортов многие женщины становятся фактически скрытыми инвалидами, приобретая тяжелые заболевания, сокращающие их период жизни.
Кстати, все мировые религии стоят на тех же требованиях запрета клонирования, суррогатного материнства и искусственных абортов. Разумность этих требований очевидна.
Конечно же, биоэтика — не только в той или иной мере сфера медицины. Новая наука исследует все стороны жизни человека. И особый упор делает на этичные моменты в развитии прогресса. Но здесь имеются значительные особенности с законодательствами в разных странах.
Скажем для примера, что в Германии суррогатное материнство запрещено законом. В России оно разрешено. Коль речь зашла о России, то надо остановиться подробнее. Хотя бы по той причине, что действуют двойные этические стандарты.
Официально в РФ в 2001 году принята программа по биоэтике. Она довольно большая и охватывает проблемы смежных наук. В частности, экологии. Но программа обошла стороной этичность создания искусственного разума с целью полной замены человека на рабочем месте. Есть в программе и другие спорные моменты, которые со временем (надо полагать) будут устранены.
В целом же, говоря о биоэтике как о разделе этики вообще, нужно отметить то обстоятельство, что вызывают сожаление выводы новой науки, носящие преимущественно лишь рекомендательный характер. А это значит, что их можно принимать к сведению, но действовать на свое усмотрение.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...