Борис Рохленко Грандмастер

Что влечет к развалинам? (Тысячелетия под ногами)

«Всю неделю, до следующего воскресенья, Володю одолевали мысли о подземной надписи, которую он обнаружил в старой галерее… Идти одному по темному, незнакомому тоннелю было, конечно, невесело, но Володя все-таки дошел до того места, откуда, как казалось ему, исходил тусклый, неверный свет… Вот тут, оглядевшись, мальчик и увидел врезанные в пористую стену буквы.» (Лев Кассиль «Улица младшего сына»)

«Вот и развалины — молчаливые, величественные. В провалах темных окон пустота. Старые стены пахнут плесенью. У главного входа навалена огромная куча щебня от рухнувшей колонны. Кое-где по изгрызенным ветрами и дождями карнизам пробивались поросли молодого кустарника.» (Аркадий Гайдар «На графских развалинах»)

Не правда ли, захватывающие картинки? А если сюда еще добавить «Детей подземелья» В.Г.Короленко? И трех мушкетеров, которые отбивались от гугенотов в старой крепости Ла-Рошель?

Так вот почему древние камни будят какие-то смутные ожидания, предвосхищение необычного! Все было заложено в детстве — книгами, которые читались и перечитывались, кинофильмами, которые смотрелись и пересматривались.

Я уже упоминал, что журнал «Юный художник» существенно расширил мои представления о живописи. И среди живописцев, которые очень впечатлили меня, — Робер Юбер, «Мастер развалин».

Старая печь. Фото автора Среди нарисованных им пейзажей с развалинами всегда присутствуют люди — и какие же они мелкие по сравнению с остатками каменных гигантов!

А сегодня я живу в Израиле и брожу по местам, в которых древность просматривается до бронзового века, на 3300 лет назад! Брожу по развалинам! Да по каким шикарным!

Ощущение незначительности, я бы сказал — мелкости, охватывает тебя, когда ты смотришь на гигантские (даже по нынешним понятиям) стены. Толщина — 5−6 метров, глубина — невозможно оценить, она еще скрыта в земле…

Полуразрушенная стена. Фото автора Лабиринты, переходы, непонятные сочетания перекрытий, арок, наслоения одного периода на другой, бывшие бойницы, лестницы, которые никуда не ведут, низенькие дверные проемы — в разных вариациях, разноразмерные, необъяснимые построения. Я думаю, что если бы удалось воскресить какого-нибудь автора этих сооружений — и он не смог бы реконструировать свой замысел — настолько все изменило время.

Перед реставрацией. Фото  автора Среди древности вдруг попадается нечто почти современное: какая-то печь, своды которой выложены вполне узнаваемым, почти сегодняшним огнеупорным кирпичом. И сохранились следы сажи на потолке. Непонятно, что это было: пекарня? Обжиговая печь гончара? И почему в эту печь есть заложенный вход? Сплошные загадки!

Часть развалин отреставрирована, часть перестроена под старину — и вдруг среди «окультуренных» зданий попадается полуразрушенная стена с окнами. Она ждет своего решения. А может быть, это уже решение: именно такое сочетание дает какую-то таинственность, неповторимость… Хочется рассматривать, фантазировать, достраивать, ремонтировать… И покопаться в земле — вдруг что-то интересное попадется?

Синагога 1740 года. Фото автора А в этом месте еще не видно следов реставраторов. Часть развалин уже подновлена, а часть — как живое свидетельство остатков старины. Все как было к моменту начала реставрации и реконструкции старой крепости.

Среди строений — старый приют с синагогой, основанный в 1740 году, восстановленный в 1948 году на деньги евреев из Ливии.

Среди развалин — почти современный экспонат: остатки автомобиля, которым лет 60−70. Почему он здесь? Что за марка? И тоже хочется приложить к нему руки и восстановить!

Свадебный балдахин. Фото автора И уж совсем интересно: сочетание современности с прошлым. Под остатками старого купола готовят еврейскую свадьбу: свадебный балдахин ждет жениха и невесту. Пока все свернуто, но через пару мгновений начнется торжество… Кстати, очень модно накануне свадьбы сделать серию фотографий в Старом Яффо, причем — в свадебных нарядах.

В отреставрированных помещениях работают, творят, торгуют, молятся… Тысячелетние развалины живут… и тянут к себе не только туристов, но и аборигенов (вроде меня)…

Обновлено 5.06.2012
Статья размещена на сайте 15.10.2007

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 июня 2012 в 12:42 отредактирован 5 июня 2012 в 12:42

    читать дальше →

  • андрей бойко Читатель 5 июня 2012 в 06:35 отредактирован 27 мая 2018 в 13:24

    Борис Рохленко
    Грандмастер-это какой вы мастер?Можете не отвечать,воду лить,воду пить,воду любить.Говорити что ссылки это правильно-так не считаю,читать,знать и осознать-разное.Побродили и что!?С фотиком можно милиард найти за час-думете вру,нет,могу доказать 1000 следов 19 века быстро!Да не о том,и о том.Печально и скушно зачем это?это всё?Это скорей не к вам а к редакторам зачем эти файлы,если меня не трогают того кто любит город и старину то как они тронут того кто во власти и с деньгами!?

  • от профессионального археолога

    К сожалению, автор, давая прекрасные фото и увлекательную публикацию, толком не называет место. С трудом рядовой читатель догадывается, что речь идет о Ближнем Востоке.
    Это - не годится!

    Автор пишет, что:
    А сегодня я брожу по местам, в которых древность просматривается до бронзового века, на 3300 лет назад! Брожу по развалинам! Да по каким шикарным!
    Но на фото - даже не первые века нашей эры!
    А ведь рядовой читатель так и подумает, что именно эпоха бронзы перед ним.
    На фото - классическое средневековье. Насколько можно судить, период крестовых походов, не ранее.
    Да и трактовка эпохи бронзы для этой местности, мягко говоря, подгуляла. 3300 лет назад - это период конца бронзового века. А ведь в этой местности (Яффо) есть и подревнее объекты

    Оценка статьи: 3

  • отбивались от англичан на развалинах старой крепости Ла-Рошель
    Строго говоря, это были не развалины (иначе крепость уже бы взяли), не крепости (а бастиона - передового укрепления), отбивались не от англичан (а от гугенотов: "Находясь в осаде и будучи отрезанными от остального мира, упрямые гугеноты свято верили в помощь спешащего, как они надеялись, на выручку Бэкингема"), да и старость крепости под сомнением.

    В остальном хорошо.
    Сам люблю ползать по древностям, выискивая почти незаметные интересные штучки, ставящие в тупик (при вопросе о них) экскурсоводов и научных работников.

  • Так зачем реставрировать и восстанавливать, если развалины впечатляют больше?

    • Так зачем реставрировать и восстанавливать, если развалины впечатляют больше?

      Хороший вопрос, но я на него ответить не могу.

      Мне кажется, что если развалины не восстанавливать время от времени - они развалятся окончательно и уже никакого интереса представлять не будут. Поэтому время от времени их следует подновлять, но не все, пусть что-то остается для контраста, чтобы было видно, как это было раньше.

      Меня развалины впечатляют больше не своим видом, сколько возрастом: 3300 лет, библейские времена!

  • Потрясающе, очень интересно!

  • У вас в каждой статье столько ссылок! Фирменный стиль?

  • Робер Рибо (ROBERT, Hubert), "Мастер развалин"

  • Лестница, которая никуда не ведет. Фото автора.

  • Развалина среди развалин. Фото автора.

  • Очень любопытно. Фотографии впечатляют. 5.

    Оценка статьи: 5

  • Впечатляет.

  • Табличка с информацией о раскопе. Фото автора.

  • Мемориальная доска на старинной синагоге. Фото автора.

  • Потрясающе написано! 5!

    Оценка статьи: 5

  • Когда-то меня поразила чья-то реплика вот о чем: глиняный черепок хранит отпечаток руки гончара. И в прямом, и в переносном смысле это так.
    Вместо поДновить я б рекомендовала писать - поновить, без д.

    Оценка статьи: 5