Китай — родина шёлка, поэтому немудрено, что здесь зародилась уникальная ручная вышивка шёлком по шёлку. Шёлковая нить, освещаемая солнечными лучами, переливается различными оттенками. Поистине требуется величайшее искусство и кропотливый труд, чтобы использовать такие свойства шёлковой нити и создавать великолепные картины.
В давние времена вышивка была доступна лишь богатым людям, членам императорской семьи и придворной знати. Вышивание считалось благородным делом, им занимались даже императорские жёны.
Со временем вышивка вышла в люди и стала частью народной культуры. На полотнах отображались сюжеты мифов, легенд, сказок, окружающая природа.
Позднее вышитые животные и растения стали нести определённую смысловую нагрузку.
Так на одежде воина изображали тигра, льва или леопарда, поскольку эти животные символизировали силу и отвагу.
На одеждах придворных и чиновников изображали птиц. Причём в зависимости от ранга выбиралась и соответствующая птица. Например, если на вышивке присутствовала перепёлка или сорока, то одежда принадлежала мелкому чиновнику. Если же на одежде красуется журавль, павлин или гусь — перед нами предстаёт знатная особа.
Одежду императоров украшали вышитыми драконами, ведь дракон — самое почитаемое в Китае животное, символизирующее мощь и великодушие. Причём следовало изображать пять драконов, никто другой не имел права носить одежды с изображением такого количества драконов.
Поскольку дракон символизировал мужество, силу и благородство, то его вышивали на мужских костюмах. Феникс, олицетворяющий тепло, милосердие, пристойность, был элементом украшения женской одежды.
Китайская вышивка требует кропотливой и длительной работы. Порой на создание одного шедевра мастерице требуется несколько месяцев, а то и лет.
Самая популярная в мире китайская техника вышивки — шёлк по шёлку. Чтобы достичь мастерства в этом деле, требуются годы усердного труда. Искусство вышивальщицы девочки постигают с детства, а секреты вышивания передаются в семьях по наследству.
Вначале мастерица подбирает цветовые оттенки и толщину нитей, что часто занимает несколько часов. Для создания шёлковой картины необходимо более 80 различных нитей, а для выполнения особо сложной работы — около 1000 нитей различных цветов и оттенков. Для создания эффекта трёхмерности используются разные виды стежков, причём стежки располагаются очень плотно друг к другу.
Самым сложным считается вышивание глаз: для изображения зрачка мастера берут одну тридцать вторую часть нити.
Узелки не делаются, новую нитку закрепляют маленькими стежками, которые потом покрываются основной вышивкой. Ткань для работы натягивают на специальную раму. Иглы используются длиной в 2,5 см!
Особое мастерство вышивальщицам требуется для создания картин, у которых нет изнанки — так называемые двухсторонние вышивки. Как правило, такие произведения искусства размещаются в стеклянных рамках.
Высший класс мастерства — создание картины на чистой ткани. В этом случае сюжет, как музыкальная импровизация, вырисовывается в процессе работы, придавая картинам неповторимую индивидуальность.
Выделяют четыре стиля (школы) китайской вышивки: Юэ (юэсюй), Сян (сянсюй), Шу (шусюй), Сян (сянсюй). Каждой школе присущи свои краски, материалы, сюжеты, символы. Стили сформировались на базе основных культур, господствующих на территории Китая.
- Самое древнее направление вышивки представлено в школе Юэ. Отличительная особенность этого стиля — яркие краски, чаще используются синие, золотые, зелёные цвета. Самые распространённые сюжеты — мифические птицы.
- Школа Сян. Ей присущи крупные изображение, чаще зверей и птиц. Вышивка делается с двух сторон. Яркость изображения достигается путём использования более заметных стежков, а не насыщенных красок. Такой стиль вышивки чаще применяется для украшения одежды.
- Школа Шу. Ее особенность: с помощью изменения плотности нити вышивальщицы придают картинам объёмность. Цвета нитей используются неяркие. Преобладают природные мотивы. Растения и животные, изображенные на таких вышивках, кажутся живыми.
- Школа Су — этот стиль китайской вышивки наиболее популярен в мире. Да и в давние времена именно сучжоуская вышивка больше всего ценилась при дворе императора. Благодаря плавным цветовым переходам создаётся эффект натуральности изображаемых объектов.
На работах сучжоуских мастериц преобладают деревья и цветы. Продуманность сюжета, элегантность и чистота исполнения задуманного рисунка позволяют вышивальщицам создавать шедевры, которые на мировых выставках неизменно пользуются успехом.
В 30-х годах прошлого столетия Ян Шоуюй создала усовершенствованный стиль вышивки, который получил название «произвольный стежок». Суть его в том, что мастерицы используют стежки разной длины, накладывая их в произвольных направлениях, что позволяет достигнуть более совершенного цветового исполнения.
Об уникальности китайской вышивки говорит такая легенда.
В период Троецарствия (третье столетие) император Сунь Цюань приказал нарисовать карту своих владений. Работа оказалась не по силам тогдашним художникам. Тогда император приказал вышить шёлком по шёлку карту империи. Так появилась знаменитая Карта Царств, которая была выполнена на одном квадратном полотне. На ней были вышиты горы, реки и города царства.
Техника китайской вышивки со временем не утрачивает своей значимости, она продолжает развиваться, об этом свидетельствует открытие в 1957 году Государственного научно-исследовательского института вышивки. При институте открыт музей, в котором собраны работы вышивальщиц разных эпох.
Очень понравилась Ваша статья, узнала много нового и интересного. Сама увлекаюсь вышивкой.
Спасибо Вам, Людмила.
Оценка статьи: 5
0 Ответить