Вообще интерес к освоению арктических просторов был довольно утилитарным. Люди уже представляли себе, как устроен земной шар, и хотели обнаружить короткий (а значит, более дешёвый) путь из Атлантического океана в Тихий. И наоборот.
Долгое время даже среди учёных людей своего времени бытовало мнение, что арктические воды свободны от льдов. Надо, мол, подняться севернее Гренландии или Шпицбергена, и там откроются пусть и холодные, но легко проходимые моря.
Однако несколько экспедиций на довольно подготовленных парусных судах так и не смогли пробиться к Северному полюсу. Таким образом, версия со свободными арктическими водами оказалась несостоятельной.
После этого с подачи англичанина Скоресби-младшего (довольно опытного моряка) появилось предположение, что области близ Северного полюса покрыты гладкими и почти лишёнными препятствий льдами. То есть по ним можно передвигаться и перевозить грузы при соответствующей подготовке.
И опять несколько полярных экспедиций, отправившихся на Север, после своих скитаний опровергли и это заманчивое предположение.
Примечательно, что русские исследователи до поры до времени большого интереса к арктическим широтам не проявляли. Вероятно, они понимали, что значительная часть северного пути из Европы в Азию пролегает по российским территориям, и вроде как нет большого смысла тут суетиться и кого-то опережать. Успеем, мол, всё открыть и проверить — так, вероятно, рассуждали некоторые из них.
Ну, а кроме этого, наши соотечественники ещё со Средних веков плавали по Белому и Баренцеву морям, так что уж они-то хорошо знали, насколько суров Север и чем приходится платить за его покорение…
Прошло несколько десятилетий, морские суда стали лучше, и во второй половине ХIХ столетия путь из Атлантики в Тихий океан стал преодолеваться быстрее. Поэтому освоение северных широт в каком-то смысле стало соревнованием на тему того, кто быстрее достигнет Северного полюса.
Известно, что в 1868 году немец Карл Кольдевей на яхте «Германия» пытался добраться до Северного полюса. Это ему не удалось. Тогда настойчивый Кольдевей в 1869 году стартует по направлению к полюсу уже на двух судах. Сам он плывёт на пароходе, а в качестве вспомогательного судна используется хороший парусник. И вновь ему не удалось добраться до намеченной цели.
В 1875 году англичане пытаются добраться до Северного полюса, стартовав с берегов Гренландии. Попытка эта закончилась неудачей.
Норвежский путешественник Фритьоф Нансен, внимательно изучив попытки добраться до полюса, высказал предположение, что совершить это возможно, дрейфуя вместе со льдами. Он соорудил специальное судно для этой цели и назвал его «Фрам». Дрейф Нансена среди льдов продолжался три года. Хотя норвежец не добрался до самого полюса, свою экспедицию он посчитал удачной. Хотя бы потому, что за эти три года его команде удалось основательно изучить природу Арктики.
В 1909 году американец Роберт Пири заявил, что он наконец-то достиг (с четвёртой попытки!) Северного полюса. Однако изучение его маршрута и анализ всех данных позволили сделать вывод, что Пири принял за полюс место, отстоявшее от нужной цели на 167 километров.
В 1909 году, за два месяца до Пири, некто Фредерик Кук сообщил, что он первым в истории достиг Северного полюса. В качестве доказательной базы Кук приводил несколько снимков, где он был изображён с эскимосами. На заднем плане виднелась ледяная хижина с американским флагом. И всё…
В общем, словам Кука после недолгих разбирательств не поверили.
И лишь в 1948 году группа советских полярников впервые достигла Северного полюса. Это были участники экспедиции «Север-2». И вот их присутствие на полюсе оформили документально, и оно не подвергается сомнению.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...