Стремительные, бисерные движения рисовали в воздухе причудливое кружево, усеянное бриллиантами со сверкающими гранями. Этот номер — как память об эпохе балетного романтизма. А поставила его великая Мария Тальони, имя которой до сих пор приводит в трепет любителей прекрасного. Она выступила как балетмейстер, создав балет для своей любимой ученицы — легкокрылой Эммы Ливри (1842−1863 гг.). Много надежд было связано с юной танцовщицей. И она летела — подобно бабочке на огонь. В буквальном смысле.
Сильфида
Само рождение Эммы Ливри окружено таинственными событиями. Мать её — Селестина Эмаро — сама была балериной. В её жизни произошла любовная история с бароном Шарлем де Шассироном, который и стал отцом Эммы. Конечно, о браке аристократа с незнатной женщиной не могло быть и речи. Барон от дочери хоть и не отказывался, однако и участия в её воспитании не принимал.
Девочка выросла в атмосфере балета — мира, к которому принадлежала её мать. Талант Эммы был замечен рано, и она поступила в балетную школу Парижской Оперы.
Утончённый облик, благородные, аристократичные черты, воздушная лёгкость каждого движения — всё располагало к созданию неземных образов. В 16 лет состоялся дебют Эммы Ливри в заглавной партии в балете «Сильфида». Очень рискованно было исполнять эту роль: у многих в памяти была Мария Тальони, и сравнения были неизбежны.
Но юная Эмма смело решилась выступить в этом балете — и победила. О ней сразу заговорили как о новой звезде. Сама Мария Тальони, к тому времени оставившая сцену, приехала взглянуть на новую Сильфиду. Прославленная балерина пришла в восторг и решила сама заниматься с юной Ливри. В девушке легендарная Тальони увидела воплощение идеала романтической танцовщицы и свою преемницу.
Бабочка
Юная Эмма Ливри своим летящим танцем восхищала всех, кто её видел. Она как будто не касалась земли. Казалось, что лишь крылышки Сильфиды поддерживают танцовщицу. И сама Тальони решила поставить новый спектакль как балетмейстер — специально для своей ученицы.
Так началась работа над балетом «Бабочка». Музыку написал Жак Оффенбах.
Это был фантастический балет в двух действиях — восточная сказка о прекрасной девушке, превращённой в бабочку. Автором либретто стал Анри Сен-Жорж.
Мария Тальони проявила богатство хореографической фантазии, утончённый вкус и умение чувствовать индивидуальность исполнителей. Для Эммы Ливри она создала образ легкокрылой девушки-бабочки, танец которой производил впечатление отрыва от земли и бесконечного полёта.
Балет имел огромный успех. Скульптор Жан-Огюст Барр, вдохновлённый талантом Ливри, изваял её статуэтку в этом образе. Не остались в стороне даже карикатуристы — а это уже показатель большой популярности.
Но Эмма Ливри была не только прекрасной танцовщицей, но и незаурядной актрисой. Это подвигло постановщиков предложить ей пантомимную роль Фенеллы в опере Обера «Немая из Портичи». Репетиции шли полным ходом. Но выступить в образе немой девушки-рыбачки Эмме, увы, не довелось.
Трагедия
В то время для освещения сцены начали использоваться газовые лампы. Это было новшество, которое потребовало дополнительных предосторожностей. Пачки стали обрабатываться особым составом, чтобы избежать возгорания. Это делало костюмы непривлекательными с виду, тяжеловесными, а белый цвет приобретал желтоватый оттенок. Нередко исполнительницы отказывались их надевать.
Эмма Ливри проявила особую непреклонность касательно обработанных костюмов. Более того: собственноручно подписала документ об отказе выступать в них, взяв на себя всю ответственность за последствия.
Трагедия произошла на репетиции оперы «Немая из Портичи». Искра попала на платье артистки, и всю одежду охватило огнём. Девушка металась по сцене, отчего пламя разгоралось только сильнее. Потушить огонь смог дежуривший пожарный, однако Эмма уже успела получить сильнейшие ожоги. Надежды на то, что она останется в живых, почти не было.
Эмма прожила ещё восемь месяцев, постоянно страдая от невыносимой боли. Но юная балерина не жалела, что отказалась от огнеупорных костюмов. В тяжёлом состоянии она признавалась:
«Если я вернусь на сцену, я откажусь выступать в них… Они слишком уродливы…».
И такие слова закономерны. Эмма Ливри всю свою короткую жизнь служила Красоте с большой буквы. И не изменяла своему призванию даже ради собственной безопасности.
Пример Ливри не примирил танцовщиц с обработанными костюмами. Амалия Феррарис, известная балерина того времени, прямо сказала, что предпочтёт сгореть, как Ливри, чем выступать в уродливых пачках.
А Люсьен Петипа, брат Мариуса Петипа, хранил у себя печальную реликвию. Это была булавка из волос Эммы Ливри. Об этом писал Сергей Худеков в своём труде «История танцев». Во время трагедии металл до такой степени накалился, что до булавки невозможно было дотронуться.
Принцесса романтического балета
Эмма Ливри не успела полностью раскрыть своего дарования. Она стала яркой звездой, блеснувшей на мгновение. Творческий путь её — как стремительный полёт бабочки. Мария Тальони была королевой романтического балета, Эмма Ливри — принцессой. Возможно, такое соотношение красноречиво и объективно характеризует этих двух балерин — учительницу и ученицу.
А фрагмент балета «Бабочка» — это памятник Эмме Ливри. Она была большой артисткой даже в юном возрасте. Целиком балет не возобновлялся — после трагической гибели Ливри никто не мог представить другую исполнительницу в образе бабочки. Однако (кто знает?) может быть, спектакль будет когда-нибудь возрождён полностью. И музыка Оффенбаха к сказке о девушке-бабочке вновь зазвучит в балетном театре…
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...