Историки установили, что в период раздробленности и отсутствия русского государства как единого организма на наших землях уже существовала так называемая ямская гоньба.
Если говорить по-простому, то были в те далёкие времена специальные люди, возившие почту и посылки различных князей и бояр.
Ямом же стали называть специальную станцию, где доверенный перевозчик мог отдохнуть и сменить лошадей. Эти станции (как и подводы) обязаны были содержать жители окрестных деревень. Такой был у них своеобразный налог.
Впервые распоряжения относительно ямщиков и ямской гоньбы встречаются в грамотах около 1365 года. То есть к этому времени русская почтовая служба уже существовала.
С объединением русских земель в единый организм потребовалось упорядочить и ямскую гоньбу. Значительные усилия в этом направлении приложил Иван III.
Затем к 1550 году учреждается ямская изба. Впоследствии она переименовывается в ямской приказ. Как видно из названия, новая структура занималась вопросами почты.
Интересно, что иностранные послы хвалили в это время ямщиков за высокую скорость доставки.
Так австрийский посол Герберштейн сообщал, что из Новгорода до Москвы с помощью ямской гоньбы он добрался за 72 часа, то есть за трое суток. Этот же посол утверждал, что его соотечественник однажды проделал этот же путь за 52 часа. Заметьте, что речь идёт о ХVI столетии, когда мосты и дороги были совсем другими.
Русское государство крепло и развивалось. К середине ХVII века вопрос почтового сообщения с другими странами стал крайне актуальным.
И вот в 1665 году по инициативе русского государственного деятеля Ордин-Нащокина стартовал поиск кандидата на должность руководителя русской почты. Точнее, руководителя, ведавшего бы контактами зарубежных почтовиков с русскими коллегами.
Скоро был подписан договор, согласно которому голландец Ван-Сведен стал человеком, отвечавшим за доставку русской почты за рубежом. В договоре указывалось, что из Польши, Испании, Швеции, Дании и вообще Европы письма будут доставляться два раза в неделю. А из Персии и Индии — по мере необходимости.
Ван-Сведену положили зарплату за его хлопоты — 1000 рублей в год, причём половина из этой суммы выдавалась соболиными шкурами, как высоколиквидным товаром в Европе.
Однако голландец, вначале расположивший к себе наших правителей, вскоре стал принимать к доставке частные письма и посылки. То есть их он возил за государственный счёт, к тому же, стали нарушаться сроки доставки важной корреспонденции.
Ордин-Нащокин узнал о махинациях предприимчивого голландца. Его отстранили от управления вверенным ему подразделением, а на его место позвали датчанина Леонтия Марселиуса. Этот человек зарекомендовал себя на службе с хорошей стороны.
Во-первых, он взялся содержать всю ямскую гоньбу без поддержки государственных денег. То есть на самоокупаемости.
Во-вторых, Марселиус посетил Ригу и заключил там соглашение по поводу совместных почтовых отправлений. После этого письма стали по определённому графику через Новгород и Псков следовать в Ригу, а оттуда — морем в Данию, Польшу, Швецию и так далее.
Кроме этого, в 1669 году Марселиус (с подачи Ордин-Нащокина) организовал почтовую линию Москва-Вильно (ныне — Вильнюс). Ямщики в этом направлении следовали через Смоленск, Могилёв и Минск. В указанных населённых пунктах (и не только в них) организовали почтовые станции.
Посетив Новгород и Псков с инспекцией, Марселиус ужаснулся состоянию дорог в том направлении и добился того, чтобы мосты и дороги были приведены в надлежащий вид. Сделали это, к слову сказать, силами крестьян из окрестных деревень.
Благодаря Марселиусу в 1693 году учредили важную для страны Архангелогородскую почту. Теперь на русский Север корреспонденция отправлялась дважды в неделю.
В 1698 году открыли очень протяжённую Сибирскую линию. Корреспонденция по ней отправлялась поначалу всего три раза за лето — в Тобольск, а затем — в Нерчинск.
Так что к началу преобразований Петра Первого в России почта существовала. И действовала вполне эффективно.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...