• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Что послушать у The MOODY BLUES кроме «Ночей в белом атласе»? Часть 3. Печальный человек

Заключительную часть своего хит-парада группы The MOODY BLUES я начну с альбома 1970 года «A Question of Balance». В отличие от предыдущего, он был уже не столь концептуален и затрагивал самые разные темы.

Перейти ко второй части статьи

«How is it (We are here)» (1970)

Например, в песне «How is it (We are here)» Майк Пиндер высказывает свои опасения по поводу экологической обстановки, упоминая могучие машины, роющие землю в поисках редких металлов, и «бетонные пещеры с железными дверями». Правда, не очень понятно, кого автор подразумевает в строчках «Её любовь подобна пламени, горящему внутри… Её любовь повсюду вокруг нас…». Природу? Или планету вообще?

«Tortoise And The Hare» (1970)

Название этой песни отсылает нас прямиком к басне Эзопа о соревновании в беге между Черепахой и Зайцем.

Заяц быстро оторвался от Черепахи и, уверенный в своём превосходстве, решил вздремнуть прямо посередине гонки. Проснувшись, он неожиданно увидел, что его конкурентка не сошла с дистанции и в итоге первой доползла до финиша. Мораль сей басни проста: упорство и постоянство могут победить даже в неравной схватке, если соперник слишком легкомысленный и самоуверенный.

Собственно, об этом поёт в своей песне басист Джон Лодж. Однако, судя по всему, его Черепахе приходится очень нелегко. Недаром подбадривающий рефрен «Всё в порядке, всё в порядке…» странно сочетается с тревожным параноидальным ритмом.

«Melancholy Man» (1970)

Непонятно, почему эту «жемчужину» альбома «A Question of Balance» так и не издали на сингле. Как по мне, у песни «Melancholy Man» («Печальный человек») были все шансы стать коммерческим музыкальным хитом.

Это одна из самых красивых баллад в творчестве The MOODY BLUES наряду с «Nights in White Satin». И уж точно одна из самых тоскливых песен в мировой рок-музыке. Текст, звон гитары, заунывный хор, мрачные звуки меллотрона просто вытягивают из вас всю душу. Но даже в такую песню Майк Пиндер привнёс долю надежды — пусть и с несколько «апокалиптическим» оттенком.

Автор перевода — Марианна Мальцева:

…Когда все звёзды вниз падут,
Моря и землю сотрясут,
И злые крики ветер распылит,
Луч света мысли прояснит,
И вспомнишь ты, что говорил
Любой мудрец, что посещал сей мир.

Другой, кого увидим мы,
Он будет словно я и ты,
Но он пока не чувствует, как мы.
Вся жизнь его — тоска и боль,
Он не такой, как мы с тобой.
Ещё не видит он, что видим мы.

«The Story In Your Eyes» (1971)

«История в её глазах» — наверное, вторая по известности песня The MOODY BLUES после «Ночей в белом атласе». По броскому гитарному риффу нетрудно догадаться, что сочинил её гитарист Джастин Хейворд.

Текст «The Story In Your Eyes» снова представлял собой смесь страха и надежды: страха по поводу будущего и надежды построить лучший мир. Фанаты группы трактовали содержание песни по-разному. Одни считали, что это просто завуалированная лирика о любви, способной выдержать испытания временем. Другие полагали, что речь идёт о «конце времён», когда человечеству удастся переродиться («из пепла мы можем построить другой день…»).

«The Story In Your Eyes» стала единственным синглом с альбома «Every Good Boy Deserves Favour» и смогла добраться до 23 места американского хит-парада.

«Nice to Be Here» (1971)

Ещё один симпатичный трек с альбома 1971 года сочинил Рэй Томас. Его название «Как приятно быть здесь» говорит само за себя. Это такая тёплая, идиллическая и очень английская песенка о человеке, который наслаждается окружающей природой. Более того, он способен увидеть в природе своеобразное «шоу», где жаворонки поют, пчёлы жужжат, кролик барабанит, а пескари танцуют «водный балет».

«I'm Just A Singer (In A Rock And Roll Band)», «For my Lady» (1972)

К сожалению, творчество The MOODY BLUES постепенно выдыхалось, становясь всё менее интересным. Это видно уже по синглу с альбома 1972 года «Seventh Sojourn». Например, «лицевая» песня — «I'm Just A Singer (In A Rock And Roll Band)» («Я просто певец в рок-группе»), написанная Джоном Лоджем — звучала уж слишком стандартно для этой необычной группы.

Вторую сторону сингла занимала «менестрельная» баллада Рэя Томаса «For My Lady» («Для моей леди»), которую флейтист спел своим характерным дрожащим голосом.

Так как в этой песне партия флейты пересекалась с вокалом, то на сцене Томас смог исполнить её только в мае 2000 года, когда выступление группы в «Royal Albert Hall» сопровождал оркестр.

Тем не менее обе песни всё ещё достаточно хороши. Сингл имел успех в США (№ 12) — причём гораздо больший, чем в родной Англии (№ 36). После выпуска этого сингла музыканты группы решили взять перерыв и заняться сольными проектами.

«The Voice» (1981)

Лишь в 1978 году The MOODY BLUES вернулись на сцену с новым альбомом «Octave». К этому времени Пиндер уже сменил знаменитый меллотрон на более современный синтезатор, но лучше от этого не стало. Несмотря на то что пластинка показала хорошие результаты (№ 6 в Британии, № 9 в США), мне она совершенно не понравилась.

И все-таки рок-группа успешно вписалась в звучание «новой волны» и вплоть до 1990-х годов прекрасно себя чувствовала в чартах — в том числе сингловых. Песня 1986 года «Your Wildest Dreams» достигла 10-го места в США (третий по успешности сингл группы за их карьеру).

К сожалению, лично я могу выделить из этого периода разве что песню «The Voice» («Голос») с альбома 1981 года. Которой и закончу свой хит-парад.

Напоследок стоит сказать, что The MOODY BLUES до сих пор существуют и продолжают радовать поклонников концертами. Из «золотого» состава группы до нынешнего времени не дожил только Рэй Томас — музыкант скончался в январе 2018 года.

Статья опубликована в выпуске 6.11.2019
Обновлено 14.08.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не соглашусь в корне. С The Moody Blues познакомился тоже довольно поздно, в 1987-м, но если не брать музыку 60-х и 70-х, там все другое, то ИМХО лучшее что у них есть - это The Other Side of Life. Вроде даже пластинка выходила в Союзе ещё. И какая-то у них была композиция (её подробно разбират Новгородцев В.Б. на ВВС), где в начеле показывается история/эволюция музыки - от шума ветра и камышовых дуздочек до зарождения хард-рока. Очень тогда понравилось, названия, увы, не помню.