• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Как оценить букинистическую книгу? Часть 1

Торговля букинистическими книгами — загадочная отрасль рынка, не поддающаяся математическому анализу и логике.

Сразу оговорюсь, что данная статья ограничена именно букинистической книгой и не охватывает огромный и интересный сектор книги антикварной, поскольку в этом случае при оценке нужны гораздо более широкие и специфические знания.

Четких и определенных ориентиров, каковыми были дореволюционные книжные каталоги, в нашем распоряжении сейчас нет. К тому же ассортимент печатной книги увеличился многократно.

Сегодняшний книжный рынок характеризуется отсутствием контроля как за процессом книгопечатания, так и за процессом ценообразования в данной области. Так что основные тенденции образования цены определяют книжные издательства и продавцы.

В случае книги букинистической цены всецело зависят от продавца, которого зачастую хочется назвать подзабытым словом «спекулянт». Спекулянты как раз и подрывают нормальное ценообразование, ибо цена формируется не по принципу соотношения спроса и предложения, а самовольно. Такие продавцы в погоне за сверхприбылью выставляют цены, которые завышены в несколько раз. Логика при этом железобетонная, как лицо продавщицы в советском гастрономе: «нужно — купишь», «а что ж вы хотели?!».

Существующих букинистических магазинов в Москве (а тем более, в провинции) слишком мало, чтобы регулировать ситуацию. Так что они как монополисты склонны к некоторому вздуванию цен. В Париже, например, количество букинистических лавок в десятки раз больше, а значит и ценовая конкуренция намного интенсивней. Посмотреть, что бывает с ценами в таком случае можно на знаменитой «Горбушке», где логика продавца примерно такая: «Скажи мне минимальную цену, по которой ты видел этот товар, и я подумаю, чем тебя соблазнить». Вот это правильный рыночный подход.

Другая сторона медали — невежество и завышенная оценка своих «сокровищ» владельцами книг. Любой, кому досталось от дедушки полное собрание сочинений Сталина в 13 томах и несколько подписных изданий классиков, думает, что его ждут распростертые объятия и солидная стопка купюр. А если на полке завалялся потрепанный томик Брэма издания начала века, то уж это как минимум «офигенно дорогая книга».

Действительность такова, что книжные магазины готовы работать только с элитной букинистической литературой. Я был свидетелем того, как продавцы одного букинистического магазина отказались принимать к оценке 10 ящиков книг наивного обывателя, мотивируя это тем, что до закрытия магазина осталось 20 минут. При этом они даже не поинтересовались содержимым.

Во многом их можно понять — обыденный книжный шкаф среднестатистического жителя переполнен увесистыми фолиантами Пушкина, Лермонтова, Толстого и рабоче-крестьянской прозы, выходившими даже не миллионными, а миллиардными тиражами.

Спросите сами у себя — у кого дома есть (был), скажем, красный двухтомник Маяковского (кажется, 1987 года издания)? Лично я его вижу в каждом втором книжном шкафу. Теперь задача посложней — попробуйте сдать его в букинистический магазин. Я вас уверяю, миссия выполнима только для героев.

Продолжение
Окончание

Статья опубликована в выпуске 13.12.2007
Обновлено 19.01.2009

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: