Вот трое понятно: Леонардо, Микеланджело и Рафаэль — современники, лично друг друга знавшие; люди одной эпохи — Высокого Ренессанса; больше того — их имена и составляют саму эту эпоху.
Донателло же стоит в этой компании «титанов Возрождения» особняком. Почему авторы позаимствовали для четвертого персонажа именно это имя?
Донателло жил раньше, пересекаться во времени мог разве что с юным да Винчи, и никаких данных об их возможном знакомстве я не нашел. Больше того, формально Донателло — мастер Раннего Возрождения, остальные «черепашки» — Высокого.
Одна «ниточка», впрочем, есть. Второй учитель Микеланджело, скульптор Бертольдо ди Джованни, за тридцать лет до того был учеником и помощником крупнейшего скульптора Раннего Возрождения Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известного как Донателло. Так что Микеланджело можно назвать если не учеником Донателло, то его прямым «наследником».
Есть между этими художниками еще одно общее: все они — представители флорентийского Возрождения. Ну, поскольку именно Флоренция — центр Возрождения. Здесь Ренессанс начался, здесь он достиг своего пика. И саму эпоху Ренессанса по праву называют «флорентийским Возрождением».
Все это так. Правда, ни Леонардо, ни Микеланджело не родились во Флоренции. Да, они тосканцы, а столица области Тоскана — Флоренция, но… Собственно урожденный флорентиец среди «черепашек» один — Донателло.
И он же в основном на родине и работает. Остальные бывают здесь время от времени, годами и десятилетиями работая вдали от дома. И далеко не всегда создавая свои главные шедевры на родине.
Во Флоренции и для Флоренции создан знаменитый «Давид» Микеланджело. А не менее великая и первая прославившая мастера «Пьета» именуется «римской». Как думаете, где она сделана? Там же, где находится Сикстинская капелла с величайшими живописными работами Микеланджело. И его поздние постройки, благодаря которым мы знаем не только Микеланджело-скульптора и Микеланджело-художника, но и Микеланджело-архитектора…
Великая «Тайная Вечеря» да Винчи, собственно, и знаменующая начало Высокого Возрождения, находится в Милане. В Милане и затем во Франции мастер завершает начатую во Флоренции «Мону Лизу». Там же написаны «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера»; в Милане да Винчи работает над двумя конными статуями…
Конечно, здесь, во Флоренции, они проходят обучение. Иногда пересекаясь неожиданным образом.
Так, Микеланджело начинает свое обучение у Доменико Гирландайо, в свое время работавшего, как многие флорентийские художники, в мастерской Верроккьо, учителя да Винчи. И хотя Гирландайо вроде бы не считается учеником Верроккьо, совместная работа наверняка повлияла на его стиль работы.
Занятно, но одним из поводов для нелюбви Микеланджело к да Винчи стали пренебрежительные высказывания того о скульпторах в противовес живописцам.
Ирония в том, что учитель да Винчи, Верроккьо — больше скульптор, чем художник. А первый учитель Микеланджело, считавшего себя ваятелем и отпиравшегося от росписей Сикстинской капеллы, живописец Гирландайо…
А вот Рафаэль — и вовсе не флорентиец. Он даже не тосканец, а умбриец, из города Умбрино области Умбрия.
Впрочем, не так важно, кто где родился. Учиться художники ездили по всей Италии, а работать — и за ее пределы.
И Рафаэль едет учиться. К Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, более известному под прозвищем Перуджино. Поскольку, как несложно догадаться, живет он не во Флоренции, а в Перудже, столице его родной Умбрии.
Правда, за тридцать лет до того молодой Перуджино таки учится и работает во Флоренции, в той же мастерской Верроккьо, что и Леонардо да Винчи. Позже и Рафаэль побывал в «столице Возрождения», прожив здесь четыре года и действительно знакомясь с флорентийской школой живописи. Но — позже, уже завершив обучение у Перуджино.
Считать ли на этом основании Рафаэля флорентийским мастером? Не знаю. Если да, то его нужно записать и в ученики да Винчи, и особенно Микеланджело, работы которых Рафаэль тщательно изучал.
Правда, Микеланджело с Рафаэлем, мягко скажем, не очень ладил и обучать конкурента не думал. И, говорят, был очень недоволен, поняв, что Рафаэль тайком пробирался в Сикстинскую капеллу, которую Микеланджело в это время расписывал.
Он и с да Винчи не ладил, и вообще отличался самым сложным и неуживчивым характером в этой компании гениев. Почему же авторы комикса именно сварливого мизантропа Микеланджело сделали наиболее добродушным, жизнерадостным и веселым?
Разве что язвительностью Микеланджело-черепашка схож со своим великим прототипом. Это да, великий мастер был лучшим во всем, за что брался: величайший скульптор всех времен, гениальный живописец, отличный инженер, крупный поэт, великий архитектор, он и раздражать окружающих умел мастерски! Неясно только, было ли это сходство намеренным или случайным…
Зато Рафаэля авторы франшизы вывели самым подозрительным и вспыльчивым, даже агрессивным. Это Рафаэля-то, легко сходившегося с людьми, вечно окруженного почитателями, умевшего ладить практически со всеми, находившего везде друзей? Не удалось ему расположить к себе разве что Микеланджело, но и тут дело было вовсе не в Рафаэле.
Сделать Леонардо лидером черепашьей компании — удачная идея авторов. Исторический прототип, гениальный изобретатель и великий художник, действительно был умелым лидером большой бригады-боттеги, состоявшей из учеников и помощников.
Правда, на этом соответствия вымышленных персонажей историческим, кажется, заканчиваются.
Так почему-то самый изобретательный и «заумный», склонный к наукам из черепах-мутантов — Донателло, а не Леонардо, как можно было бы ожидать.
Да и самый большой любитель пиццы именно из Микеланджело выходит неважный. Будучи человеком весьма не бедным, величайший мастер Возрождения отличался аскетизмом. Не по каким-то убеждениям, а попросту был слишком погружен в свою работу. Настолько, что забывал поесть и мог неделями не переодеваться…
Почему авторы распределили имена именно так, как… как распределили? Вот и пытаюсь понять…
Да и сама идея объединить гениев эпохи Возрождения в одну компанию кажется удачной лишь на первый взгляд. Трое из них, бывшие современниками, отнюдь не дружили и даже не приятельствовали. При том что, будучи высокими профессионалами, отдавали должное мастерству коллег-конкурентов.
Показателен случай, когда один из богатых заказчиков поинтересовался мнением Микеланджело: не переплатил ли он Рафаэлю за одну из фресок? Возможно, он рассчитывал на «экспертное заключение» признанного мастера, недолюбливавшего (это было известно) конкурента. Микеланджело немедленно заявил, что эта работа стоит, по меньшей мере, вдвое дороже. И Рафаэль получил от заказчика эти деньги…
К чему я веду и какой из сказанного вывод? Процитирую один из посвященных франшизе сайтов:
«Создатели черепашек-ниндзя — К. Истмен и П. Лэрд — первоначально хотели дать своим персонажам азиатские имена, однако впоследствии решили остановиться на именах известных художников и скульпторов, поскольку авторы также прекрасно разбираются в искусстве и ценят его».
Возможно, и разбираются. Как минимум, один из авторов — дипломированный художник с университетским дипломом.
Похоже, имена героям комикса и позже мульт- и кино-воплощений, даны «от фонаря», то есть случайным образом. Да и Бог с ними. Речь-то в статье вовсе не о черепахах…
Отличная историческая статья.
И верно замечено, что имена героям комиксов дали просто от балды. Ну - или от фонаря...
Жаль, я надеялся, что их прозывание имело какой-то глубокий смысл...
Но комикс - есть комикс. Замена книги, жвачка для глаз в дотелевизионную эпоху .
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, так и я надеялся, что имена хоть что-то означают. что в их распределении есть логика. но это ж все равно было вторично. комикс - просто повод поговорить о художниках.
0 Ответить