Некоторых людей можно слушать часами, не отрываясь. Других выслушать до конца просто невозможно, внезапно появляется огромное, необъяснимое желание немедленно закрыть уши и бежать куда подальше. Своей статьёй я постараюсь дать несколько дельных, проверенных советов, которые помогут научиться говорить так, как вы сами этого захотите.
Итак, инструмент, с помощью которого люди общаются — это голос. Голоса бывают разные, их множество, акустики с полной уверенностью утверждают, что на земле нет двух человек с идентичными голосами. Нам же достаточно небольшой классификации: мужской (высокий, средний, низкий) и, соответственно, женский (высокий, средний, низкий).
Я, честно, не знаю, отчего так случилось, но подавляющее большинство людей в разговорах низкие голоса (для мужчин — мужские, для женщин — женские) воспринимают наиболее положительно. Поэтому если мужчина разговаривает размашистым баритоном или зычным басом, как минимум из-за этого к нему прислушаются. С обладателем писклявого (высокого) голоса такого может не случиться.
Но голос — это не неизменная величина, его вполне можно менять (правда, не в очень широком диапазоне). Для эксперимента можете попробовать подпевать певцу (или певице) с голосом, который вам нравится. Подпевайте так, чтобы максимально повторять все голосовые особенности — и уже через месяц смело пробуйте говорить «голосом того, кого слушали». Уверяю вас, изменения в лучшую сторону станут разительными. Для развития голоса есть много полезных упражнений.
Ну да ладно, займёмся тем, что можно и нужно менять коренным образом, а именно разговорной речью. Бытует мнение, что женщины любят ушами, а мужчины глазами. Однако вынужден огорчить писаных красоток, не умеющих толком общаться: мужчина глазами вас любит максимум первых два свидания, затем ему, видишь ли, подавай интересное общение, иначе никак. И причём чем сам мужчина лучше умеет общаться, тем большей отдачи будет ждать от объекта (то бишь девушки), на который направлены все его усилия.
Приведу примеры того, что больше всего раздражает людей в разговорах. Слишком широкое использование словосочетаний и слов-паразитов («ну», «в общем», «это», «на самом деле», «как бы»
В принципе, все люди выросли в разговаривающем обществе, оттого к подростковому возрасту подавляющее большинство нормально разговаривает как минимум на своём родном языке, в привычных ситуациях. Но стресс — вот что показывает нашу слабость и беспомощность, когда ситуация непривычная и мозг не может за короткое время подобрать готовое решение, ответить готовыми фразами и предложениями! Что же делать? А ничего, нужно составлять новые фразы, новые предложения, и чем быстрей, тем лучше.
А вот для этого уже нужна тренировка. Она может быть как естественной, так и искусственной.
- Естественная. Когда человеку по роду его деятельности, увлечений или общения приходится много и часто разговаривать, у него формируется обширный словарный запас, он говорит легко и непринуждённо. Таких людей (их не очень много) практически невозможно ввести в речевой ступор.
- Искусственная — это когда искусственно увеличиваешь время своего общения, конечно, лучше всего с собеседниками, но если их нет, вполне подойдёт, скажем, телевизор. Попытайтесь подражать диктору, говорить такой же речью. Это будет получаться далеко не сразу, но помните, что умение подстроиться к собеседнику, под его манеру общения — это первое, чему учат будущих гипнотизёров, к тому же у вас существенно пополнится словарный запас неплохой цензурной лексикой.
Тренировки ораторского искусства проводите всегда вслух, иначе эффект будет минимален. В идеале у вас должна сформироваться ровная мелодичная речь с необходимыми смысловыми паузами и заметными эмоциональными изменениями. Причём такая речь должна сопровождать вас везде и всегда, в любой неожиданной ситуации — скажем, знакомство с девушкой (парнем).
Не стоит забывать, что одновременно с обучением «как говорить» вы должны учиться тому, «что говорить». Разговор — это передача информации, и вам необходимо ею обладать. Информация содержится везде, в любом, даже самом обычном, предмете её столько, что не хватит и суток, чтобы обо всём кратенько так рассказать.
Лично мне очень нравится такая игра для тренировки информационной наполненности речи, которая называется «Разговор ни о чём». В эту игру очень часто играют в общежитиях студенты философских, исторических, иногда журналистских факультетов. Она проста и понятна: собираются несколько студентов в одной комнате, устанавливают лимит, ну скажем, 5 минут. Затем каждый из них выбирает по очереди себе оппонента и предлагает ему предмет, о котором тот должен говорить пять минут литературным текстом.
Поначалу играть чрезвычайно сложно — а ну-ка попробуй поговорить пять минут о стеклянной банке, в письменном выражении это составляет 3−4 страницы печатного текста, не так уж и мало. Но уже через месяц-два лимиты поднимаются до 10, а то и 15 минут. Затем усложняются задания: говорить нужно не просто так, как умеешь, а, скажем, в стиле русской классической литературы XIX века.
И причём достоверно известно, что карьерного успеха чаще добиваются не те студенты, у которых лучше отметки в дипломе, а те, кто обычно побеждал в этой игре. Это аксиома: умея хорошо и красиво говорить, всегда будешь на высоте.
Пополнять словарный запас также можно из книг, статей, даже кинофильмов. Старайтесь запоминать яркие обороты, словечки, словоформы — помните, кроме всего прочего, ваша речь должна быть индивидуальной, яркой, запоминающейся!
Итак, на этом я пока остановлюсь, если вас заинтересует моя статья (и я увижу это по оценкам), то непременно напишу продолжение на тему «споры, дискуссии, дебаты».
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...