В грудничковом возрасте ребенок воспринимает мир всеми органами чувств. Абсолютно оправданно утверждение, что основные характерные черты и привычки закладываются в возрасте до 3 лет. Ситуация дефицита внимания к ребенку никогда не была редкой (вспомните хотя бы подолгу отсутствующих в семьях моряков) и в последней четверти ХХ века, когда ее ощущал. Однако тогда еще не была критичной, а типичной стала в конце 80-х и с разной активностью продолжается по сей день. Ответственные главы семейств зарабатывают деньги и редко бывают дома. А если рассматривать частный профессиональный случай — командировки, то и подавно.
В социуме нередки ситуации, когда не только мужчины, но и женщины-матери подолгу отсутствуют дома, и ребенку недостает внимания обоих родителей (зарабатывающих все деньги мира, пока растет малыш) — нанимают няню, привлекают родственников для помощи или отдают малыша в ясли. Хотел бы уйти от субъективных оценок — не мне судить. Исследователь пытается лишь установить факты, а оценки в дуальной паре «хорошо-плохо» оставим комментаторам.
Гораздо чаще дома не бывает пап. Чтобы дочка и сын обновляли впечатления о любимом взрослом человеке во время отсутствия папы или мамы, нужно их заменить… ими же — в иллюстративном виде.
- Показывайте фотографии (для малыша рекомендую все-таки на бумажном носителе, не на электронных дисплеях — таково частное мнение) с изображением папы и желательно вместе с малышом и мамой — так ребенок повторяет впечатления и близких.
- Регулярно проводите видеосвязи в дистанционном режиме — пусть в ней участвует малыш, а папа в режиме on-line разговаривает с ним.
- Включайте в режиме off-line звуковую колонку или диктофон с голосом папы. Пусть он не просто говорит, а обращается к малышу по имени с чувствительной интонацией (что можно записать заранее или получить файл по интернету дистанционно). Важны визуализация и аудиоинформация.
Дополнительным средством рекомендую усилить связь отца с ребенком в форме тактильной.
- Когда папа дома, давайте малышу чувствовать прикосновения — пусть гладит своей ручкой руку отца, чувствует тепло. Это не до конца изученное явление позволяет при приезде отца также идентифицировать его по «тактильной» памяти.
- А самый простой способ — звонки по телефону и доступность дистанционной связи. Пусть ребенок привыкает к голосу папы, даже издалека вещающего.
Электронная техника в частотном диапазоне голос почти не искажает. Так иногда только кажется, когда вы сравниваете свой собственный голос при разговоре и когда вам дают его же послушать из записи; таковы индивидуальные восприятия, связанные с устройством органов чувств (уха) человека. Поэтому ребенок слышит из излучателя электронной системы тот же голос, что и «наяву» при живом общении.
И конечно, эти простые «упражнения» хороши на систематической основе.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...