Основания и привычка к унификации
Как и многие развитые унифицированные системы, ориентированные на регламент и стандартизацию, образовательная не исключение. Если опираться на регламент работы учителя, отчетность, в том числе электронную, регулярно рассылаемые методические инструкции по профильным направлениям деятельности, включая воспитательную — для школьников, можно понять, почему мы имеем то, что имеем.
Почти никогда унификация школьной формы не ориентировалась на интересы детей и родителей, кроме, пожалуй, пары десятилетий между эпохой «военного коммунизма» и послевоенной. Тогда восстановление страны и общая экономическая ситуация оправдывали «упрощенное» и «единообразное» форменное обмундирование. Изготовить его было легче — по единому шаблону, и тем нагрузка на родителей, неполные семьи, восстанавливающие страну, была уменьшена.
Однако привычка к унификации школьной формы осталась надолго уже по другим причинам. Государственный строй, ориентированный на коллективизм, а не на личность, отбрасывал свои «метастазы» и в область школьного образования, где главные действующие педагогические принципы воспитания — пример, повторение, коллективизм.
Поэтому, когда говорят, будто «основная функция школьной формы — уравнять учеников между собой, снизить видимый эффект социального неравенства», трудно удержаться от улыбки и саркастического взгляда на дело. Тут важно понимать, с какой позиции смотреть и комментировать, а также знать «географию приложения идей».
Регионы с разными возможностями
Для школьной (и любой) администрации по принципам, рассмотренным выше, это действенные аргументы. Им выгодно — чему удивляться? Потому что так легче… управлять или «принуждать к порядку». Само же понятие «порядка» спорно в культурном контексте.
Кроме того, позицию унификации формы поддерживают родительские комитеты школ, расположенных «в глубинке», в провинции, где заработные платы далеки от московских. Некоторым родителям это удобно: расходов условно меньше, тем более что существуют меры социальной поддержки для многодетных и малообеспеченных семей. Государство один раз в год выделяет на каждого несовершеннолетнего ребенка сумму в несколько тысяч рублей (в зависимости от региона); таким образом, ребенок одет не без помощи государства.
К примеру, в Петербурге пособие для школьника из многодетной семьи покрывает лишь треть стоимости его школьного гардероба. А это не только форма, но и несколько смен белья. Кроме того, надо учитывать, что и форму можно приобрести по разной цене. Официально:
Многодетные семьи, независимо от уровня дохода, могут ежегодно получать выплату на покупку школьной и спортивной формы на каждого ребенка, обучающегося в школе или колледже. В 2022 году размер выплаты составил 4 994 руб.
Что касается детей и родителей, которые могут позволить себе покупать вещи относительно дорогостоящие, то для таких «унификация» и уравниловка может быть проблемой. Приходится соответствовать правилам, принятым в школе «для всех».
Каждая школа сама решает, какую выбрать форму:
- в одной школе — почти свободно, принят деловой стиль, но одинаковые жилетки;
- в другой — с вариативным выбором: брюки/юбка, сарафан, парадный пиджак, кардиган, жилет — одежду «шьют сообща».
Возможные варианты
Один из возможных вариантов решения корпоративных споров в этой части — аргументированные действия на родительском собрании класса, выход с активной позицией делегатом в представители от родительского комитета класса в «совет родителей школы», который периодически обсуждает с директором учреждения актуальные вопросы и может, особенно с позицией общественной, то есть коллективной, влиять на изменение в правовом поле школьного регламента, правил поведения и правил ношения школьной формы.
Но… этим нужно заниматься. Банальное обсуждение на форумах родителей и на «классных» собраниях не будут эффективными, пока к директору школы не выйдет инициатива «от общественности». А практика такова, что родители с активной гражданской позицией, имеющие время на сии «баталии», нечасто попадают в представители родительского совета школы (как правило, по 1−2 от каждого класса — родительского комитета), ибо таких не любят. Преобладают условия и традиции «человеческого фактора». Нельзя сказать, что влиять на пересмотр школьных правил не получится, но дело это в наше турбулентное время непростое.
Прижившаяся в стране идея о важности форменной одежды обоснована исторически и культурными традициями. В России вообще всегда «любили» форму и знаки отличия: от железнодорожников — до гимназистов, уже не говорю об армии. Обратите внимание и на современную тенденцию: даже охранникам из «транспортной безопасности» кроме формы «приделали» погоны и знаки отличия. Законом это не запрещено.
Все это тенденциозно, и унификация в образовании только набирает обороты, а не идет на спад потому, что общий тренд развития общества — упрощение (технологий и затрат, в том числе времени), регламент и унификация. Считать ли этот тренд для детей и родителей опасным, притом что многим он «по душе» — зависит от положения человека в обществе, его аргументации и личных свобод.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...