Для предохранения работника от обратного удара на цепных пилах устанавливают аварийные тормоза. Чаще всего их приводит в действие непроизвольное нажатие левой руки работника на защитный щиток в процессе обратного удара. Срабатывание тормоза может произойти и за счет за счет инерции при обратном ударе. Тормоз останавливает цепь в течение 0,1 секунды.
Как правило, любительские цепные пилы имеют две звездочки — ведущую и ведомую (установлена на конце шины). Размеры и количество зубьев на каждой из звездочек одинаковы. Ведомая звездочка предназначена для уменьшения трения цепи на повороте. Чем меньше диаметр ведомой звездочки, тем пила менее пила склонна к «обратному удару». Однако меньшая звездочка изнашивается быстрее, чем большая.
Еще один крупный недостаток цепных пил — они сильно вибрируют. А интенсивная вибрация может вызвать тяжелые заболевания суставов рук. Эти недостатки прекрасно знакомы конструкторам, которые всячески стремятся уменьшить их, модернизируя конструкцию пил.
Компании-производители в обязательном порядке оснащают современные пилы различного рода амортизаторами. Традиционно их изготавливают из резины. Однако в более совершенных конструкциях пил, устанавливают стальные пружинные амортизаторы. Они эффективно снижают вибрацию рукояток, вследствие чего снижается усталость рук и уменьшается травматизм.
В полном соответствии с законами термодинамики цепь в процессе работы пилы нагревается, ее звенья от тепла расширяются, а сама цепь удлиняется. Цепь провисает, и, если ее не подтянуть, может прийти в негодность. Регулировку натяжения цепи проводят только на остывшей пиле. Если натянуть еще теплую цепь, то при охлаждении она может оказаться чересчур напряженной, что неминуемо приведет к повышению износа шины и цепи.
Подтяжку цепи производят либо специальным ключом, либо (в более совершенных любительских машинах), используя специальный винт-барашек и регулятор с храповиком.
Контроль правильности натяжения цепи проводят следующим образом. Инструмент кладут на ровную поверхность и тянут вверх звено цепи, расположенное по центру шины. Цепь должна выйти из паза на 3−5 мм. Натянутую цепь протягивают вдоль шины, предварительно освободив тормоза. Цепь должна свободно перемещаться.
Шины, цепи и звездочки по мере износа необходимо периодически менять. Как правило, используют соотношение: 1 шина, 2−3 цепи и 1 ведущая звездочка. Этому соотношению соответствует их долговечность. Шину следует каждые 1−2 смены поворачивать вокруг оси, тогда же следует менять цепи. В этом случае будет обеспечен равномерный износ комплектующих.
Во всех цепных пилах предусмотрена автоматическая смазка цепи. Масло заливают в специальный бак, и маслонасос подает его через фильтр в паз пильной шины.
Чтобы проверить, поступает ли масло на цепь, нужно направить шину на светлую поверхность, и включить пилу. На поверхности должна появиться масляная полоса. Если ее нет, нужно выключить пилу и прочистить отверстие для выхода масла. Вязкость загустевшего масла в зимнее время можно уменьшить, разбавляя его керосином или соляркой.
Если пильная цепь правильно заточена и натянута, то пила может пилить под действием собственного веса. Если же она затупилась, резко возрастает нагрузка на двигатель, в результате чего пила с 90%-ной вероятностью выходит из строя. Определить необходимость срочной заточки цепи можно по возрастанию усилия подачи, уменьшению размеров стружки и появлению мелкой древесной пыли.
Заточку цепей производят на специальных станках или вручную при помощи круглых и плоских напильников.
Анекдот в тему:
Из инструкции по работе с бензопилой:
Не пытайтесь останавливать движущуюся цепь рукой или гениталиями.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...