Ненормально то, что ребёнок часто реагирует на доктора негативно: от тихого нытья до бурного протеста. Что же делать?
Сначала перестанем сами пугаться ситуации. Да, ребёнок кричит, да ему неприятно, но
это не трагедия, и врач творит всё это не для собственного развлечения. Новорожденный малыш склонен понимать и перенимать материнские чувства, так дайте ему заряд оптимизма. Приглаживайте, приговаривайте, жалейте, сочувствуйте: «Малыш, пожалуйся мамочке, мамуля рядом, ничего страшного», но с улыбкой, бодро, не стоит перенимать его тон.
Перед приходом врача постарайтесь не суетиться. Во время осмотра хорошо, если какие-либо манипуляции будут доверены вам. Например, мама в состоянии сама взвесить ребёнка, измерить голову, грудь, рост. Не стесняйтесь пользоваться игрушками в кабинете, можете захватить свои (конечно, в пределах разумного), вам ведь ещё сидеть в очереди.
И помните, чем старше ребёнок, тем легче с ним договориться. Начинать же выстраивать положительное отношение к докторам следует как можно раньше. А поэтому не стоит пугать тётей доктором. Наоборот, пусть знает, что доктора боятся только болячки, и как хорошо, что у вас такой добрый, заботливый врач.
Несколько практических советов:
Купите игрушечный докторский набор. Пусть ребёнок сам побудет в роли врача, поймет смысл манипуляций и предметов. При осмотре врача попросите малыша запомнить, как нужно правильно слушать, смотреть горло
Придумайте ребёнку понятие болезни (бобы, бяки, фуки, злюки). Мама и доктор знают, как от неё избавиться. Если дитя испытывает кратковременную боль (ушибся, обжегся, порезался несильно), взрослый может «собрать бобу в кулачок, выкинуть под диван, кровать, стол» (здесь осведомитесь у пострадавшего, всё ли вы собрали, сразу и выясните степень болезненности происшествия). Вместе с ребёнком погрозить ей: «Больше на мою Машу не нападай, хулиганка такая», — пожалейте ребёнка. Пусть почувствует защиту взрослого, вашу любовь. И, только после этого уместно разобраться, почему так случилось, и дать инструкции на будущее.
То же при медпроцедурах. Лучше сначала понаблюдать за тем, как ведёт себя взрослый пациент — часто люди подыгрывают, начинают улыбаться, заверяют, что всё путём. Чтобы малыша не смущали дети, голосящие в кабинете, объясните, что им делают больный укол, а у вас небольный — такой как у дяди или тёти, которые не плачут. Потом нужно договориться с ребёнком, что, если будет боба, вы тут же её выгоните под стол (потому как она будет, и лучше, чтобы это не стало для ребёнка неожиданностью, а мама её легко нейтрализует). И займитесь разглядыванием предметов на столе врача, дома ведь таких нет, искренне удивляйтесь оригинальности вещей. С приходом бобы выгоняйте её снова и снова, пока не одержите верх. После процедуры отвлеките внимание на что-нибудь другое: где одежда, где коляску оставили, где папа. Похвалите ребёнка за терпение.
Перед приходом врача объясните ребёнку, что опять случилась болезнь, опишите её неприятные признаки: температура, невозможность гулять, боль в горлышке, но при этом не нагнетайте обстановку, ведь придет добрый доктор, и обязательно поможет! С радостью встречайте педиатра, как гостя. При осмотре старайтесь обратить внимание ребёнка на приятные ощущения: как хорошо тётя погладила по шейке (когда смотрят лимфоузлы), какая прохладная трубочка. Чтобы ребёнок дышал поглубже, попросите его понюхать цветочки на окне, что-нибудь в баночке, как пахнет у мамы за ушком, щёчка, шейка
Активно сотрудничайте с доктором. Поймите, ему капризные пациенты тоже не в радость. Важно, чтобы ребёнок поздоровался с врачом, можно даже погладить друг друга по ладоням, ведь, когда прикоснешься к человеку, он неосознанно становится ближе, ему легче доверять. Перед уходом или сразу, как пришел, можно подарить маленький гостинец, заботливо переданный вами только что у лифта. Послушать сначала куклу, дать аккуратно посмотреть свои инструменты.
Если предстоит какая-либо неприятная процедура, не стоит обманывать ребёнка и говорить, что будет небольно. Лучше подготовить его, дать правильный настрой: «Может, будет чуть-чуть больно, но я сразу подую (пожалею, прогоню бобу), и скоро пройдет!». Главное, при признаках боли сразу начать действовать, попросить ребёнка о помощи: «Ух, ну и здоровая же боба у тебя, помогай мне её выгонять», — пусть отвлечётся. Можно в чём-то и слукавить, особенно если вы уверены, что слёзы не столько от боли, сколько от паники.
Дети отвлекаются от боли в ответ на эмоции взрослых, поэтому удивляйтесь, интересуйтесь в полную силу. «Ух ты, смотри, а мишка улыбается у тети доктора, а почему? Ах, он не болеет никогда, он рад, что мы к нему в гости пришли». Время, когда врачи бегают по кабинетам, что-либо пишут, не проводите без дела: раздевайтесь, рассматривайте, трогайте, комментируйте.
И если вдруг что-то не заладилось — малыш сорвался, закричал, испугался — и пришлось применять силу для проведения процедуры, не ругайте, не стыдите, не пытайтесь заткнуть всеми способами, не гремите игрушками, пусть теперь кричит, ваше дело держать крепко и жалеть вслух, подбадривать, дать понять, что всё пройдёт. По окончании такой процедуры уделите ребёнку время, отойдите в сторону от всех, обнимите, расскажите о своих чувствах: как вы переживали за него, и какой он всё-таки молодец, скажите, что всё закончилось, всё хорошо, теперь вас ожидает приятная прогулка до дома. А может, вы и кошку встретите по дороге. Удачи.
Моя проблема! Моя! И вы знаете, игрушечный набор действительно помогает. И про "держать крепко и жалеть вслух" тоже верно. Молодец!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Толково и практично. 5.
Надо статью разбить на абзацы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить