— Советую устраивать дома выставки, где ребёнок станет экскурсоводом, а бабушки, дедушки, друзья -внимательными зрителями. Экспозиции должны обновляться, представленные миру шедевры уходить на покой в резервацию.
— Для хранения бесчисленных не слишком привлекательных предметов творчества смастерите ящички (или купите набор красивых подарочных коробок), куда поедет их содержимое: на балкон, на дачу, ещё дальше, ребёнку знать не обязательно. Детская память устроена так, что про исчезнувшую дюжину поделок малыш скоро забудет, а вот о том, что мама выкинула его работы, будет помнить долго. Поэтому осторожно.
— Будьте щедры, дарите, хватит всем. Главное, сам процесс дарения должен быть торжественен и приятен как для ребёнка, так и для одаренного.
— Играйте, например, устроите театр, рисунки — декорации, поделки — действующие лица, сюжет — по ситуации. Известно, то, чем ребёнок активно пользуется, вечным быть не может.
— Украшайте дом. На поделки из солёного теста приклейте магниты. Пластилиновые зверюшки уютно устраиваются в горшках с цветами прямо под листьями на земле, там же круглый год радуют глаз самодельные цветы. На мелких бумажных или тканевых поделках сделайте петельку и повесьте на ветку.
— Вообще, одну работу можно сделать максимально сложной, дополнять её разными техниками и «творить» несколько дней. Так, например, сначала на листе бумаги сделать фон, в следующий раз дополнить аппликацией, потом оживить природным материалом, сделать рамку и т. д. В результате получится одна крупная работа, а не несколько незначительных.
— Делайте что-либо функциональное: бусы, рамки, подсвечники, игрушки, что-то съедобное, тогда проблем с хранением не будет.
— Милые сердцу вещи лучше далеко не убирать, а хранить на полках со стеклянными дверцами — так предметами детского творчества можно будет любоваться, и пылиться они будут меньше.
— Рисунки можно отсканировать, поделки сфотографировать.
— Часть предметов может служить хорошим методическим, наглядным материалом для последующих работ в данной технике.
— Очень нравится детям рассматривать свидетельства их роста: зарубки на косяках, обрисованные ладони, ступни (трогательнее они смотрятся на фоне обведённых ладоней взрослых). Можно сделать оттиск детской ручки в куске солёного теста и, пока оно не застыло, поставить на середину (как бы вложить в ладонь) свечку-таблетку, затем поставить поделку сушится, когда верх засохнет, на нижней влажной части подсвечника «выгравировать» дату. Такие разноцветные подсвечники с «растущими» ладошками принесут в дом уют и тепло.
Вообще, собирая «свидетельства детства», знайте, вещи — малая их часть. Вспомните атмосферу родного дома, неуловимую, но вызывающую сильные, светлые чувства, сотканную из ароматов, звуков, взглядов, ощущений, наполнявших раньше заурядный быт семьи. Но через время все эти мелочи становятся частичкой счастья. И поэтому следует беречь нечто большее, чем вещи: традиции семьи, тёплые отношения, возможность доверительного общения. Наследуя всё это во взрослую жизнь, человек не грустит о детстве, а хранит его в своей душе.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...